Способ организации духовного мира у Баха – символический (символ – знак с бесконечным содержанием, а с энергичной стороны – сила окрыления души к Богу), скрепы его духовная сердечная мысль. И в музыке барокко, и в романтическом XIX веке есть триединство преображаемого, преображающего и преображения – как обнаружение самой важной тайны художественности.
Может, например, показаться, что эмоциональная музыка Чайковского вся развертывается в преходящем мире мятущихся эмоций и лишена этой высшей красоты духовного взгляда. Это не так. Она поддается духовному анализу.
По мысли В.В. Медушевского, надежным ориентиром на пути культурных преобразований нашего общества является концепция православного музыкального образования, т.к. «песнопения Православной Церкви с их издревле сохранившейся национально-характерной мелодикой, богатейшим и неповторимым своеобразием гармонизации, несимметричными ритмами занимают почетное место в сокровищнице мировой музыкальной культуры», – говорит профессор. Распевы Православной Церкви способны облагородить, возвысить сердце, душу и разум поющих и слушающих над всем земным, примирить человека с бедой, облегчить скорби и согреть сердце небесною благодатью. Церковное пение служит средством выражения чувств, оно «…является торжеством для радующихся и утешением для унывающих» (св. Иоанн Златоуст). Им раскрываются самые глубокие, благородные, возвышенные состояния души, нередко не находящие в языке человеческом соответствующих слов и выражений.
Традицию церковного пения всегда отличала естественность и величественная простота, благоговейная радость, восторг, умиление, умиротворение, смирение. Эти интонации характерны и для светской музыки. «Отсюда проистекает важнейшее следствие для теории музыкального и вообще художественного образования: положение о базовом характере церковного искусства в деле обучения культуре», т.к. церковное пение всегда было любимым и задушевным искусством, в котором ярко и полно выразились художественный гений и религиозная настроенность народа.
Подходя с этих позиций к различным образцам национальной, отечественной и мировой музыкальной культуры, подростки овладевают самостоятельной аргументированной нравственно-эстетической оценкой музыкальных образов. Очень важно в разносторонний целостный анализ музыкальных произведений включать ассоциации с произведениями других искусств, связи музыки с историей, обществоведением, религией. Подростки должны чувствовать, что музыка – не безделка, не эстетическое украшение жизни, а важная ее часть, глубоко влияющая на каждого человека и общество в целом. Нужно углубить представления ребят о непреходящей духовной связи музыки и религии. Эта связь должна раскрываться не только на уровне ознакомления с некоторыми образцами отечественной и зарубежной культовой музыки, жанрами страстей, мессы, реквиема, но и посредством «открытия» высокой миссии бессмертного искусства – быть постоянной живой связью между прошлым, настоящим и будущим, духовной памятью человечества.
Примерами использования церковных произведений на уроке музыки можно назвать такие: мессы Й. Гайдна, реквием В.А. Моцарта, «Торжественная месса» Бетховена, к ним примыкают мессы Stabat mater и др. церковные сочинения Ф. Шуберта, «Литургия» и «Всенощная» Чайковского, «Всенощное бдение» Рахманинова, также церковные сочинения в творчестве А.Д. Кастальского, П.Г. Чеснокова, А.В. Никольского, А.Т. Гречанинова, М.М. Ипполитова-Иванова, С.В. Панченко, В.И. Ребикова, Н.И. Черепнина.
Информация о ообразовании:
Роль заголовочного комплекса в восприятии текста
Восприятие любого текста в дискурсе — сложный процесс, в его организации важную роль играют компоненты, специально ориентированные на адресата, на выстраивание стратегии его внедрения в сферу дискурса, на построение его деятельности по интерпретации. Эти компоненты органически присущи произведению, ...
Конспект фронтального логопедического занятия для 3 класса, проведенного
учителем логопедом на логопункте СОШ №2
Тема: Дифференциация предлогов и приставок. Цели: 1. Упражнять учащихся в различении предлогов и приставок, в правильном их написании и употреблении в речи. 2. Активизировать наблюдательность и внимание. 3. Совершенствовать навыки самоконтроля. 4. Формировать полноценные навыки общения. Оборудовани ...
Средства хореографии
Для достижения высоких показателей в соревнованиях немаловажное значение имеет уровень двигательной подготовки спортсменов, которого можно достичь, используя все средства хореографии. Основное содержание составляют движения классического, народного и современного бального танца. В самостоятельную г ...