Способы организации духовно-нравственного мира в различных эпохах композиторов

Подробно о педагогике » Духовное развитие школьников на уроках музыки » Способы организации духовно-нравственного мира в различных эпохах композиторов

Страница 2

Способ организации духовного мира у Баха – символический (символ – знак с бесконечным содержанием, а с энергичной стороны – сила окрыления души к Богу), скрепы его духовная сердечная мысль. И в музыке барокко, и в романтическом XIX веке есть триединство преображаемого, преображающего и преображения – как обнаружение самой важной тайны художественности.

Может, например, показаться, что эмоциональная музыка Чайковского вся развертывается в преходящем мире мятущихся эмоций и лишена этой высшей красоты духовного взгляда. Это не так. Она поддается духовному анализу.

По мысли В.В. Медушевского, надежным ориентиром на пути культурных преобразований нашего общества является концепция православного музыкального образования, т.к. «песнопения Православной Церкви с их издревле сохранившейся национально-характерной мелодикой, богатейшим и неповторимым своеобразием гармонизации, несимметричными ритмами занимают почетное место в сокровищнице мировой музыкальной культуры», – говорит профессор. Распевы Православной Церкви способны облагородить, возвысить сердце, душу и разум поющих и слушающих над всем земным, примирить человека с бедой, облегчить скорби и согреть сердце небесною благодатью. Церковное пение служит средством выражения чувств, оно «…является торжеством для радующихся и утешением для унывающих» (св. Иоанн Златоуст). Им раскрываются самые глубокие, благородные, возвышенные состояния души, нередко не находящие в языке человеческом соответствующих слов и выражений.

Традицию церковного пения всегда отличала естественность и величественная простота, благоговейная радость, восторг, умиление, умиротворение, смирение. Эти интонации характерны и для светской музыки. «Отсюда проистекает важнейшее следствие для теории музыкального и вообще художественного образования: положение о базовом характере церковного искусства в деле обучения культуре», т.к. церковное пение всегда было любимым и задушевным искусством, в котором ярко и полно выразились художественный гений и религиозная настроенность народа.

Подходя с этих позиций к различным образцам национальной, отечественной и мировой музыкальной культуры, подростки овладевают самостоятельной аргументированной нравственно-эстетической оценкой музыкальных образов. Очень важно в разносторонний целостный анализ музыкальных произведений включать ассоциации с произведениями других искусств, связи музыки с историей, обществоведением, религией. Подростки должны чувствовать, что музыка – не безделка, не эстетическое украшение жизни, а важная ее часть, глубоко влияющая на каждого человека и общество в целом. Нужно углубить представления ребят о непреходящей духовной связи музыки и религии. Эта связь должна раскрываться не только на уровне ознакомления с некоторыми образцами отечественной и зарубежной культовой музыки, жанрами страстей, мессы, реквиема, но и посредством «открытия» высокой миссии бессмертного искусства – быть постоянной живой связью между прошлым, настоящим и будущим, духовной памятью человечества.

Примерами использования церковных произведений на уроке музыки можно назвать такие: мессы Й. Гайдна, реквием В.А. Моцарта, «Торжественная месса» Бетховена, к ним примыкают мессы Stabat mater и др. церковные сочинения Ф. Шуберта, «Литургия» и «Всенощная» Чайковского, «Всенощное бдение» Рахманинова, также церковные сочинения в творчестве А.Д. Кастальского, П.Г. Чеснокова, А.В. Никольского, А.Т. Гречанинова, М.М. Ипполитова-Иванова, С.В. Панченко, В.И. Ребикова, Н.И. Черепнина.

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Дидактические требования к использованию информационных технологий в обучении английскому языку
Применение информационных технологий на уроках английского языка помогают как учителю, так и ученику при изучении какой-либо темы, предоставляя обширный учебный или методический материал. Во время урока необходимо целесообразно использовать компьютер, как уже указывалось, для активизации познавател ...

Методы подготовки к единому государственному экзамену по истории
В системе подготовки к ЕГЭ можно выделить два направления. Первое из них охватывает тех учащихся, для которых история являются профильными предметами. Достаточное количество часов на изучение этих предметов дает возможность осуществлять подготовку учащихся в рамках основного школьного курса. Подгот ...

Выявление умения детей 5-6 лет образовывать глагольные формы
Для того чтобы выявить уровень умений детей 5-6 лет образовывать слова-действия были определены следующие задачи: подобрать диагностические средства для выявления умения образовывать глагольные формы детьми 5-6 лет с ОНР; разработать критерии и уровневые показатели по данной проблеме; выявить урове ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru