Эмоциональный компонент как неотъемлемая часть дошкольного образования в единстве рассмотренных двух составляющих (собственно-эмоционального и опосредованно-эмоционального развития) выполняет ряд важнейших функций - интегративную, индивидуализирующую, коммуникативную, социализирующую, развивающую. Рассмотрим их подробнее.
•Интегративная функция. Влияя на другие компоненты образования через насыщение их эмоционально-опосредованным содержанием, через действие закона «эмоциональной регуляции деятельности», создание аффективно насыщенного фона, эмоциональный компонент придает целостность педагогическому процессу. Кроме того, в нем аккумулируются основные результаты других направлений развития личности, находя выражение в «образе мира ребенка», системе отношений к окружающему, особенностях мотивации поведения и др.
•Индивидуализирующая функция. Эмоциональные проявления, как внешние, так и внутренние, в отличие от стандартизированных программных знаний, способов действий, всегда индивидуальны. Принимая и поддерживая самобытный рисунок эмоциональных реакций, своеобразных оттенков переживаний процесса познания, педагог создает благоприятные возможности для того, чтобы ребенок смог проявить свою индивидуальность. Основное условие осознания собственной индивидуальности - называние, принятие и поддержка взрослым эмоциональных проявлений ребенка.
•Коммуникативная функция. Суть ее реализации - обогащение культуры общения детей посредством подключения эмоций. В доречевой период жизни, как известно, эмоции - основное средство общения. Мимикой, голосовыми реакциями и другими экспрессивными действиями малыши сигнализируют о состоянии своего здоровья, привлекают близких к «разговору». По мере расширения эмоциональных переживаний, учит согласовывать эмоциональный тон общения с его смыслом, реагировать на эмоции собеседника, находить адекватные средства поддержки диалога.
Эмоции придают общению выразительность, искренность, влияют на выбор партнера, служат регулятором складывающихся отношений между детьми и взрослыми. Потому и привносят в детскую жизнь удивительное сочетание разнообразных оттенков.
•Социализирующая функция. Закладывая у детей основы эмоциональной культуры, педагог тем самым добивается значительных продвижений на уровне социальной компетентности, социальной адаптированности. Так, сопереживание, являясь первым компонентом эмпатийного процесса, одновременно может рассматриваться и как проявление идентификации - одного из механизмов социализации личности. Понимая смысл различных эмоциональных состояний, владея экспрессивными средствами самовыражения, ребенок тем самым сможет выбрать социально-ценные способы поведения, самоутвердиться в обществе, станет восприимчивым, чувствительным к другим.
•Развивающая функция. Влияя на другие сферы личности, эмоциональный компонент способствует развитию ребенка в целом. Впервые к проблеме «взаимосвязь эмоций с другими сторонами психики» обратился Л.С. Выготский. Именно он сумел показать единство «аффекта и интеллекта», связь эмоций с волей. В более поздних работах (Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Я.З. Неверович) обосновывается связь эмоциональной и сенсорной сфер, эмоций и мотивов и др.
Информация о ообразовании:
Методика использования стихотворений и рифм для усвоения языкового
материала
Как показывает опыт, учителя часто пренебрегают стихами и рифмовками на уроках английского языка. А в случае их применения обращаются лишь к традиционным произведениям, что вызывает пренебрежительное отношение учащихся. Или же для многих преподавателей вся работа сводится к "прослушиванию" ...
Понятие и этиология дизартрических расстройств
В настоящее время существует два основных подхода в изучении дизартрических нарушений. Первый – это изучение дизартрических расстройств с неврологических позиций. Этот аспект учитывает патогенез клинических проявлений дизартрии, локализацию очага поражения, характер речевых нарушений в синдроме соо ...
Уменьшение объема математических дисциплин
Не будем анализировать субъективные причины уменьшения количества часов, выделяемых на математику, такие, как внутривузовская борьба за перераспределение часов в пользу специальных дисциплин, нежелание самих кафедр высшей математики искать и предлагать современные курсы и новые формы обучения и т.п ...