Социальные аспекты информационных технологий

Страница 1

Важность изучения социальных аспектов ИКТ начала осознаваться в научном сообществе еще в начале 80-х годов XX–го века, когда на повестку дня дальнейшего развития общества выдвинулась проблема его информатизации. Эта проблема активно обсуждалась тогда не только учеными, но также государственными и общественно-политическими деятелями различных стран, в том числе и Советского Союза. В СССР было на конкурсной основе разработано четыре варианта Концепции информатизации общества, один из которых представила Академия наук СССР. Обсуждение этой Концепции в научной печати, в средствах массовой информации и на различного рода конференциях сыграло важную роль в формировании общественного сознания, связанного с переосмыслением роли информации в экономических, производственных и социальных процессах. Становилось все более понятным, что здесь мы имеем дело не просто с очередным этапом развития научно-технического прогресса, а с началом глобальной социотехнологической революции, развитие которой кардинальным образом изменит не только производство и экономику, но также и все другие сферы жизнедеятельности общества.

Важную роль в формировании этой точки зрения на проблему информатизации общества сыграли работы Э. Тоффлера, А. Масуды, а также российских ученых А.И. Ракитова, и, в особенности, А.Д. Урсула, который в своих работах показал стратегическую значимость процесса глобальной информатизации общества для дальнейшего развития цивилизации, а также необходимость создания фундаментальной научной базы для его изучения и прогнозирования. Такой базой и должно было стать новое научное направление в области развития информатики, которое получило в России название «Социальная информатика».

Предметная область социальной информатики в ее современном понимании, не ограничивается только проблематикой, связанной с информатизацией общества, хотя эта проблематика и является в настоящее время приоритетной на данном этапе развития этой науки. Она охватывает также и многие другие информационные аспекты развития общества, в том числе, такие новые и мало изученные проблемы, как информационное неравенство, информационная безопасность, информационная преступность и информационная война.

Приоритетной целью воспитательной работы является формирование нравственно богатой, гармонично развитой личности, способной к творчеству и самоопределению. С целью повышения качества воспитательной работы, развития познавательного интереса в систему воспитания вводятся информационно-коммуникационные технологии. Каждое из направлений воспитательной работы предполагает определённый ракурс применения ИКТ. Стремление применять ИКТ не только в учебной, но и в воспитательной работе продиктовано социальными, педагогическими и технологическими причинами. Во-первых, сформирован заказ на включение такой деятельности в систему образования; во-вторых, педагогические причины обусловлены необходимостью поиска средств повышения эффективности образования; в-третьих, ИКТ позволяет усилить мотивацию не только учения, но и других полезных для развития личности аспектов. Использование ИКТ в воспитательной работе предоставляет широкие возможности для реализации различных проектов.

Новое поколение активно вовлекается в сферу мультимедиа-технологий. Растёт уверенность, что в ближайшем будущем создание мультимедийных проектов станет привычной формой урочной и внеурочной деятельности. Информационное пространство предполагает овладение умением ориентироваться в разнообразных информационных потоках, самостоятельно создавать различные проекты. Современный молодой человек ещё в школе должен научиться понимать технику, не бояться её и умело применять не только в обучении, но и в повседневной жизни.

Использование ИКТ позволяет оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся как субъектов образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление детей.

Таким образом, из анализа понятий социализация и воспитание можно сделать вывод, что какими бы похожими они не казались на первый взгляд, в каждом из них заложен свой глубочайший смысл: социализация - это освоение норм морали с целью поддержания общества, а воспитание – это усвоение норм морали с целью формирования личности. Отдельно эти два понятия: социализация и воспитание существовать не могут, так как не может существовать отдельно личность, отдельно общество.

Представляется правомерным считать социализацию подростка процессом становления человека как общественного существа, включающим социальное познание, то есть осознание человеком своего собственного "Я" и взаимоотношений с другими людьми, приобретение знаний об общественных структурах, в том числе отдельных социальных институтах и их функциях, усвоение ценностей и норм, значимых в обществе, формирование на их основе системы ценностных ориентаций и социальных установок, выработку практических навыков и реализацию их в конкретной деятельности.

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Разучивание песен - метод развития устной речи школьников
Песенный и музыкальный материал может успешно использоваться не только при обучении аспектам языка, но и при формировании речевой деятельности, особенно устной речи. На начальном этапе обучения английская монологическая и диалогическая речь школьников очень проста, так как ее развитие в значительно ...

Цели и задачи логопедической практики
логопедический документация кабинет ребенок Цель практики: овладение системой специальных педагогических знаний, умений и навыков, позволяющих осуществлять дифференциальную диагностику речевых нарушений, планировать и проводить коррекционную логопедическую работу в условиях логопедического пункта. ...

Анализ учебников математики с точки зрения развития пространственных представлений младшего школьника
Программа по математике в начальных классах является органической частью курса математики средней школы. В настоящее время существует несколько программ обучения математике в начальных классах. Самой распространенной является программа по математике для четырехлетней начальной школы. Эта программа ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru