Особенности внимания детей дошкольного возраста

Страница 2

Для совершенствования способности дошкольника к саморегуляции своей познавательной активности, необходимо:

1) Развивать его познавательные способности (мышление, восприятие, память, воображение),

2) Тренировать способности к сосредоточению сознания (переключаться с одного предмета на другой, развивать устойчивость внимания, совершенствовать его объём).

В 5-7 лет, когда процессы возбуждения начинают уравновешиваться процессами торможения, развивается произвольное внимание. Чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух. Если ребёнок будет чаще называть вслух то, что он должен держать в сфере своего внимания, то он сможет произвольно и в течение довольно длительного времени удерживать своё внимание на тех или иных предметах и на их деталях и свойствах. Устойчивость внимания зависит и от индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста.

Решающее значение в развитии внимания в процессе воспитания и обучения имеет формирование интересов и приучение к систематическому и дисциплинированному труду. Для того, чтобы заинтересовать ребенка, привлечь его внимание воспитатель должен использовать яркий, эмоционально насыщенный материал, опираясь на непроизвольное внимание развивать произвольное.

В начале дошкольного возраста внимание ребенка отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен на предмете до тех пор, пока интерес к нему не угаснет. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него. Устойчивость внимания к концу дошкольного детства возрастает примерно в 2 раза. Дети начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них. Произвольное внимание формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенка в новые виды деятельности, направляют и организуют его внимание, а также благодаря речи. Но непроизвольное внимание остается преобладающим на протяжении всего дошкольного детства, поэтому дошкольное обучение не может строиться на заданиях, требующих постоянного напряжения произвольного внимания. Для его поддержания на занятиях с дошкольниками используют элементы игры, продуктивные виды деятельности, частую смену форм деятельности (http://psylist.net/pedagog/kon046. htm 18.03.2010).

В старшем дошкольном возрасте дети уже способны удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуальное значение (игры-головоломки, загадки). К 7 годам у детей начинает интенсивно развиваться способность к произвольному вниманию, являющемуся важным условием для организации учебной деятельности в школе.

Об уровне развития внимания говорит сформированность его свойств: концентрации, устойчивости, распределения и переключения.

Таким образом, у дошкольников еще недостаточно сформированы свойства внимания: объем, распределение, переключение, устойчивость и концентрация. Дети не могут распределять внимание между различными видами работ, быстро переключаться с одного объекта на другой, легко отвлекаются. Неустойчивость внимания объясняется тем, что у детей преобладает возбуждение над торможением. Одним и тем же видом деятельности дошкольник может заниматься непродолжительное время, в связи с быстрым наступлением утомления.

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Анализ фронтального логопедического занятия, проведенного учителем – логопедом на логопункте СОШ №2
Занятие проводилось в классе на логопункте СОШ №2. Тема урока: «Дифференциация предлогов и приставок». Материал занятия соответствует программе, речевым и возрастным особенностям детей. Используемый материал доступен для детей. Цели занятия поставлены правильно. Методы и приемы подобраны продуманно ...

Проблема содержания и структуры экономического мышления
Структурные характеристики экономического мышления школьников могут быть представлены семью блоками: причинно-факторным, концептуальным, ценностно-целевым, содержательным, уровневым, деятельностным и критериальным, создает возможность охватить в единой системе его специфику на разных ступенях школь ...

Качество подготовки специалистов
Требования при приёме. Порядок приема молодежи на обучение определяется законом "Об образовании" РФ, типовым положением об учреждении НПО, Уставом ГОУ НПО ПУ № 73, внутриучилищным локальным актом "Правила приема в училище и отчисления из училища". Внутренний локальный акт приним ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru