Обучение навыкам мышления в школе

Подробно о педагогике » Новые средства и методы образования » Обучение навыкам мышления в школе

Страница 1

Когда учителю задают вопрос: «Чего вы пытаетесь достичь в обучении своих учеников?», неизбежно следует ответ: «Я пытаюсь научить их думать». Преподаватели ставят перед учениками многочисленные задачи, включая усвоение учебного материала, осознание нравственных целей, овладение основными навыками. Но список всегда возглавляет умение мыслить. Так обстоит дело в теории. И хотя развитие мышления занимает важное место в школьных программах, целенаправленно мышлению не обучают, считает американский профессор Артур Эллиас.

Подтверждается это рядом исследований, основанных на наблюдении деятельности в классе. Джон Гудлэд, автор книги «Место, называемое школой» (1983), пришел к выводу, что учителя редко помогают своим подопечным устанавливать связь между фактами и идеями. Он отметил: лишь 1% объяснений учителя побуждает подростков к таким ответам, в которых содержится рассуждение или собственное мнение. Его предположение совпадает с данными десятков других исследований.

Результаты тестирования учащихся свидетельствуют о неспособности большинства преподавателей научить умению аналитически мыслить. Тестирование академических способностей, проведенное в США с 1963 по 1993 г., показало, что за 20 лет индекс способностей упал. Особенно заметно снизились логическое мышление и применение знаний.

Что может сделать учитель, чтобы улучшить мыслительные навыки учащихся?

Он обязан развивать три навыка:

критическое мышление;

творческое мышление;

решение проблем.

Критическое мышление использует мыслительные процессы для анализа фактов, подвергает сомнению общепринятые значения и интерпретации. Творческое мышление способно создавать новые, оригинальные идеи. Решение проблем — это выбор возможных решений, оценка возможных результатов и в случае необходимости пересмотр первоначального выбора.

Если вы спросите родителей и учителей, что они хотят больше всего, они единодушно ответят: научить детей думать. Но учат ли их подростков думать? Результаты исследований показали, что, хотя учащиеся и овладевают основами математического счета, они не могут использовать свои знания в практических ситуациях, где так необходимо принимать решение.

В США в средней школе 9-, 13- и 17-летним ученикам задавалась следующая задача: «Армейский автобус вмещает 36 солдат. Если надо перевезти к месту учений 1128 солдат, сколько потребуется автобусов?» Только 24% учеников дали правильный ответ (32 автобуса). Третья часть (29%) опрошенных подошли к проблеме как к чисто арифметической задаче и написали: 31,33 автобуса (как будто существует 0,33 автобуса). Могут ли калькуляторы помочь в решении проблемы, освободив детей от техники деления? Подобный опыт был также проведен нами. А вот его результаты: число 13-летних учащихся, получивших правильный результат при помощи калькулятора, составило всего 7%. Оказывается, учащиеся не знали, что делать со своим ответом, после того как они осуществили деление. Калькулятор не мог помочь им в этом. Важно не только произвести математическое действие, но и суметь использовать результаты. Похожая ситуация в области литературы, обществознания и естественных наук, где чрезвычайно важную роль играют умение решать задачи и навыки мышления. Человек, решающий проблему, должен научиться тому, как задавать хорошие вопросы, как сохранять пытливость, как строить догадки и как использовать интуицию, как аргументировать, как принимать решения и вносить исправления.

Что необходимо сделать, чтобы развить у себя результативное мышление? Первый шаг. понять, какая информация является важной (или неважной) для решения данной задачи.

Пример. У человека в ящике имеются коричневые и черные носки в соотношении четыре к пяти. Сколько носков человеку придется вытащить, чтобы у него образовалась одна подходящая пара? Ответ: трое. В данном случае информация о соотношении не имеет значения. Для того чтобы понять это, необходимо использовать первый шаг.

Второй шаг. уметь соединять между собой такие факты и идеи, которые на первый взгляд могут показаться несвязанными друг с другом.

Пример. Имея песочные часы на 7 мин и песочные часы на 11 мин, каким образом проще всего определить кипение яйца в течение 15 мин? Ключ к решению задачи — сочетание двух таймеров для измерения 15 мин.

Третий шаг. научиться сравнивать данную задачу с ранее встречавшимися, т. е. вспоминать похожие ситуации, применяя те же навыки, которыми человек пользовался в решении предыдущих задач.

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Особенности управления дошкольным учебным заведением
Управление образовательными учреждениями достаточно полно и четко определено и охарактеризовано в педагогической литературе. Что же касается дошкольного образования, то мы рассматриваем его как часть общей системы образования в России, а, следовательно, все основные положения науки управления, педа ...

Принципы построения урока хореографии
Построение урока определяется 4 условиями: • соразмерностью отдельных частей урока; • подбором упражнений и последовательностью выполнения; • чередованием нагрузки и отдыха; • составлением учебных комбинаций на уроке. В зависимости от педагогических задач длительность и соразмерность частей урока х ...

Теоретические подходы к анализу природы человеческих способностей
Делая попытку объективно рассмотреть влияние личности учителя на творческие способности детей, вероятно, следует первоначально уделить внимание отдельным частям общей концепции вопроса. В данном случае необходимо подойти к рассмотрению понятия способностей, а, главное, творческих способностей, личн ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru