Исследовательский метод обучения

Подробно о педагогике » Новые средства и методы образования » Исследовательский метод обучения

Учебно-исследовательская деятельность учащихся — процесс совместной работы учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов. Она помогает выявить склонности учащихся к ведению научно-исследовательской деятельности; развить интерес к познанию мира, сущности процессов и явлений (науки, техники, искусства, природы, общества и т. п.); сформировать умения самостоятельно, творчески мыслить; совершить, наконец, правильный выбор профессии.

Различают три уровня исследовательского метода обучения:

1-й уровень — преподаватель ставит перед учеником проблему и подсказывает пути ее решения;

2-й уровень — преподаватель только ставит проблему, а ученик самостоятельно выбирает метод исследования;

3-й уровень — и постановка проблемы, и выбор метода, и само решение осуществляются учеником.

Формирование навыков ведения исследовательской работы, по мнению Л. В. Ялышевой, нужно вести по трем следующим направлениям: ведение учеником небольшого исследования с подготовкой сообщения, доклада или реферата; изучение специального учебного курса «Введение в научно-исследовательскую деятельность»: развитие познавательных, исследовательских навыков непосредственно при изучении школьных предметов (на уроках и во внеурочное время).

Применение исследовательского метода требует больших временных затрат. Опыт работы в гимназии № 18 показывает, что наиболее оптимальным является второе направление. С 1998 г. педагоги гимназии успели превратить исследовательский метод в целостную систему развития творчества. Исследованиями руководят учителя-предметники. Лекционно-практический курс «Введение в научно-исследовательскую деятельность», который ведет специально приглашенный ученый, позволяет школьникам узнать о том. что такое актуальность темы, гипотеза, научный замысел, цели и задачи исследования, как выбрать тему; подобрать и работать с источниками знаний; оформление работы, методы исследования и т. д.; решение логических задач, «тренировка» мозгов. В гимназии функционирует научное общество учащихся. Результатами исследований ученики делятся два раза в год на научно-практических конференциях, где и происходит защита исследовательской работы. Как правило, изысканием по одной теме школьник занимается в течение четырех месяцев. Отчетные конференции по истории, литературе, биологии, обществознанию проводятся в конце ноября. А в марте внимание обращено на доклады по биологии, географии, краеведению и экологии. Исследовательская работа учеников выпускных классов поощряется направлением их на открытые региональные, межрегиональные и всероссийские конференции, а также решением педсовета о зачислении исследовательской работы как итоговой на выпускном экзамене, если ученик по данному предмету выбирает экзамен.


Информация о ообразовании:

Роль и место грамматических навыков в изучении иностранных языков
В настоящее время проблема формирования грамматических навыков является одной из наиболее актуальных. Грамматический навык по своей природе неоднороден и таким образом требует к себе комплексного подхода, затрагивающего все основные его стороны. Автоматизированное употребление грамматических средст ...

Современные подходы в воспитании школьников
Обновление теоретической базы школьного воспитания является актуальной, насущной задачей. Воспитанность – одна из решающих жизненных ценностей. Она означает не только тягу к извлечению материальных благ, но и осознание необходимости широкой культуры. Концепция «Многокультурного образования» Г.Д. Дм ...

Анализ изучения медико-педагогической документации
При изучении анамнестических данных меня интересовало несколько разделов: характер беременности, течение родов, перенесенные заболевания, раннее моторное и речевое развитие. Заинтересованность в раннем моторном развитии обусловлена тем, что оно идет параллельно становлению речи и определяет ее даль ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru