Профессиограмма учителя

Подробно о педагогике » Профессиограмма учителя

Страница 2

Исходя из этого понимания смысла понятия "профессиограмма", можно говорить о профессиографическом методе изучения личности, при котором осуществляется сравнение имеющихся у студента знаний, умений и навыков с теми, которые могли бы у него быть в соответствии с идеальной моделью. Здесь профессиограмма выступает как форма мониторинга качества профессиональной подготовки студента к педагогической деятельности. Профессиографический метод позволяет проектировать личностный и профессиональный рост студента - будущего педагога и может стать одной из методик самовоспитания.

Я.А. Коменский в работе "Великая дидактика" попытался определить свои требования к "универсальному учителю":

каждый сам должен быть таким, каким должен делать других;

каждый должен владеть искусством делать других такими;

быть ревнителем своего дела - должен мочь, уметь и хотеть насаждать свой опыт и знания.

Исследователи, изучающие особенности труда учителя, особенности педагогической деятельности подходят с разных позиций к определению квалификационных и личностных качеств учителя как специалиста. Н.В. Кузьмина выделяет в структуре педагогической деятельности пять компонентов: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный.

Исходя из функционального принципа в 1971 г.А.И. Щербатов и Н.А. Рыков выделили восемь функций учителя в школе:

информационная (учитель транслирует ту или иную информацию);

развивающая (развивает мышление, воображение, те или иные умения, речь и т.д.);

ориентирующая (ориентирует в многообразии информации, нравственных ценностях);

мобилизационная (мобилизирует на выполнение упражнений, заданий, дел);

конструирующая (конструирует урок, внеклассное дело, разноуровневые задания, самостоятельные работы, обучение и т.д.);

коммуникативная (функция общения с родителями, другими учителями, администрацией, психологами и пр);

организационная (организует учащихся, других учителей, родителей, самого себя, а также организует урок, внеклассные дела, которые проводит);

исследовательская (умеет исследовать как отдельную личность, группу учащихся - коллектив, так и обученность, и воспитанность учащихся и т.д.).

Психолог В.А. Крутецкий предлагает свою структуру профессионально-значимых качеств личности.

1. Мировоззрение личности;

2. Положительное отношение к педагогической деятельности;

3. Педагогические способности;

4. Профессионально-педагогические знания, умения и навыки.

Рассмотрим эти блоки профессионально-значимые качества личности учителя подробнее.

1-й блок. Гуманистическое мировоззрение (речь идет о тех убеждениях, идеалах, которые присущи учителю-воспитателю; воспитывает лишь тот, кто сам воспитан; желательно, чтобы воспитатель имел высокий уровень общей культуры и высокий моральный облик, а главное - любил бы других людей).

2-й блок. Положительное отношение к педагогической деятельности (речь идет о педагогической направленности личности, педагогических склонностях как устойчивом желании и стремлении посвятить себя педагогической деятельности; не может быть хорошим учителем тот, кто равнодушно относится к своей работе; дети безошибочно определяют тех учителей, которые их не любят или не любят педагогическую деятельность в целом).

3-й блок. Педагогические способности (основываясь на природных предпосылках, они при определенных условиях реализуются - или нет - в профессионально-педагогические знания, умения, навыки, иначе говоря - педагогические способности) - это обобщенная совокупность индивидуально-психологических особенностей и профессионально-значимых качеств личности, которые отвечают требованиям педагогической деятельности, обеспечивают достижение в ней высоких результатов, определяют успех педагога в целом в овладении этой деятельностью (подробнее см. в гл.1).

4-й блок. Профессионально-педагогические знания, умения, навыки (речь идет о знаниях в области преподаваемого предмета и технологии обучения).

Приведенные классификации показывают, что педагогическая деятельность всегда соотносится с умениями. К основным умениям педагогической деятельности, обеспечивающим учителю квалифицированное осуществление учебного процесса, можно отнести: ориентационные, академические, персептивные, мобилизационные, организационные, коммуникативные, гностические, дидактические, конструктивные, прикладные, умения педагогического мышления, умения педагогической техники, речевые, исследовательские умения.

Страницы: 1 2 3 4


Информация о ообразовании:

Особенности эстетического восприятия мира в младшем школьном возрасте
В этом параграфе предметом рассмотрения станут те возрастные особенности, которые присущи младшему школьнику и которые следует учитывать при развитии его эстетического восприятия.В наше время проблема эстетического восприятия, развития личности, формирования, ее эстетической культуры одна из важней ...

Формы семинарского занятия
Выбор формы семинарского занятия зависит от ряда факторов: от содержания темы и характера рекомендуемых по ней источников и пособий, в том числе и от их объема; от уровня подготовленности, организованности и работоспособности данной семинарской группы, ее специализации и профессиональной направленн ...

Анализ общеобразовательных программ по биологии для 10-11 классов
Конечно, мы учли и образовательные программы, при анализе которых выяснили, что различия между ними может заключаться в порядке изучения разделов и тем. Так, например, по программе предлагаемой автором В.Б. Захаровым раздел «Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле» изучается школьни ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru