Восприятие как основа развития музыкальности ребенка

Страница 1

Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка.

Требования гуманизации образования, выдвинутые психологами, педагогами предполагают большое внимание к развитию творческих способностей ребенка, лучших его качеств, отказ от излишней заорганизованности процесса обучения. Дать знания, развить навыки и умения - не самоцель. Гораздо важнее - пробудить интерес к познанию.

Помимо нравственного аспекта музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств.

Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Многократное восприятие произведений искусства постепенно ориентирует человека в выявлении важных для него мыслей, чувств, настроений. Музыка развивает ребенка и умственно. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания. Музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку - одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости к жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Дети приобщаются к музыкальному искусству в процессе различных видов музыкальной деятельности: восприятия, исполнительства (пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах), творчества, музыкально-образовательной деятельности (получая общие сведения о музыке, как виде искусства, а также специальные знания о способах, приемах исполнительства).

Музыкальное восприятие - это активный творческий процесс. Эмоциональное содержание музыки выражено в музыкальных интонациях. Вопрос доступности содержания музыки детям должен рассматриваться в плане возможности восприятия эмоционального содержания, соответствия чувствам, которые дети способны пережить в данный момент. При этом важен эмоциональный опыт - способность сопереживать тем чувствам, которые выражены в произведении.

Известный музыкант-педагог Е. Назайкинский предлагает различать два термина: восприятие музыки и музыкальное восприятие - в зависимости от того, состоялось ли оно. Музыкальным восприятием он называет состоявшееся восприятие - прочувствованное и осмысленное. "Музыкальное восприятие есть восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический художественный феномен". В противоположном случае музыка воспринимается как звуковые сигналы, "как нечто слышимое и действующее на орган слуха". Важно формировать именно музыкальное восприятие - восприятие, "адекватное музыке, ее художественному смыслу".

Музыкантами-психологами доказан факт неоднозначности музыкального восприятия: каждый человек воспринимает музыку в силу своего жизненного опыта, опыта слушания музыки, богатства творческого воображения. У каждого человека образуется "личный запас ассоциаций и образов - своеобразный словарь - тезаурус".

Слово "тезаурус" в переводе с греческого означает "клад, сокровищница, хранилище". Под тезаурусом Е. Назайкинский подразумевает своеобразный словарь - набор закрепившихся в памяти у того или иного человека следов от прошлых впечатлений, действий и их разнообразных связей и отношений, которые могут снова оживать под воздействием художественного произведения.

Чтобы воспринять музыкальное произведение, надо проследить на сменой интонаций, которые одновременно и образуют музыкальную форму, и несут в себе содержание. Осмысление "чувственной программы" музыкального произведения важно для полноценного воспитания.

Накопление опыта впечатлений детства очень важно для формирования музыкальной культуры. Для того, чтобы детское исполнительство и творчество могли проявляться успешно, ребенку нужно накопить музыкальные впечатления (через восприятие музыки). Если дети различают смену характера, могут соотносить музыкальные образы с жизненными явлениями, ориентируются в средствах музыкальной выразительности, создающих образ (акценты, регистр, динамика, темп, мелодические интонации), выделяют наиболее яркие из них, они могут использовать опыт восприятия музыки при исполнении музыкальных произведений и в творческих импровизациях.

В подтверждение этих слов рассмотрим таблицу взаимосвязи видов музыкальной деятельности, во главе которой стоит восприятие музыки.

Таблица 1.2.

Взаимосвязь видов музыкальной деятельности и развитие восприятия

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Каковы противопоказания для зачисления детей в специальные группы и классы коррекционно-развивающего обучения
Противопоказания к зачислению в специальные группы и классы коррекционно-развивающего обучения: – умственная отсталость в любых формах; – выраженные нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата; – выраженные нарушения речи (алалия, тяжелая форма дизартрии, ринолалия, заикание); – психопат ...

Развитие познавательного интереса на уроках немецкого языка
В зависимости от уровня развития познавательного интереса, от целей его формирования выбираются средства развития. Первые цели (для учащихся со слабым уровнем развития интереса) направлены на развитие интереса содержанием (материал урока, система уроков). Здесь важно добиться одновременности усвоен ...

Методы интерактивного обучения
Классифицировать интерактивные методы можно по их ведущей функции в педагогическом взаимодействии на методы: создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации; организации обмена деятельностями; организации мыследеятельности; организации смыслотворчества; организации рефлексивной деятельно ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru