Принципы моделирования профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка в дошкольном учреждении

Подробно о педагогике » Психолого-педагогические особенности профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка в дошкольном образовательном учреждении » Принципы моделирования профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка в дошкольном учреждении

Страница 1

Как отмечают И.А. Зимняя, профессиональная компетентность учителя-предметника имеет принципиальную структуру. Мы приводили модульное представление профессиональной компетентности учителя по А.К.Марковой (см. таблицу 2, стр.26). Оно содержит характеристики личности специалиста, профессиональной характеристики деятельности, общения и результаты учительского труда по вертикали, а также объективно неоходимые характеристики компетенции, подготовленности и готовности, психологические характеристики личности (профессиональные позиции, установки, профессионально важные качества) по горизонтали. Также мы пришли к заключению, что профессиональная компетентность представлена компонентами профессиональной деятельности (Н.В.Кузьмина, С.Г.Молчанов) и раскрывается через систему профессионально-педагогических умений (А.К.Маркова, Л.М.Митина, И.А.Зимняя и др.).

Однако, по объективным причинам, выделяется специфическое содержание или наполняемость блоков профессиональной комптетентности преподавателей иностранного языка в ДОУ. Это обусловлено следующими положениями:

- Рогов Е.И. отмечает,. что "предметная специализация .диктует значимость ПВК" [101, стр.60], а также профессионально-личностного плана в целом (профессионально-педагогическая направленность, педагогические способности, профессионально необходимые качества личности);

- О.А.Абдуллина, рассматривая вопрос о взаимоотношении методической и педагогической подготовки, делает вывод о методике преподавания предмета как "самотоятельной дисциплине, в которой на основе общедидактических закономерностей раскрываются специфические задачи, принципы, содержание, формы и методы обучения конкретному учебному предмету". Специфика иноязычной педагогической деятельности состоит в том, что учитель управляет не только (не столько) усвоением иноязычного материала, но и общением на иностранном языке, что является целью обучения;

- И.А.Зимняя отмечает, что учитель иностранного языка как предметник характеризуется чертами любого предметника.

Следовательно, исходя из представленных позиций, необходимо учитывать возможность аналогии с общепедагогической профессиональной компетентностью, зафиксированной в профессиограмме общепедагогической и предметной компетентностью. При этом нужно обращать пристальное внимание на специфические характеристики профессионально-педагогической деятельности в ДОУ. Подобные характеристики распространяются на все компоненты профессиональной компетентности:

- личность преподавателя иностранного языка в ДОУ;

- его компетенцию, подготовленность: психолого-педагогические, методические знания обусловлены целью, содержанием и технологией обучения иностранному языку в ДОУ;

- профессионально-педагогические умения, готовность: знания учителя "реализуются в его практической деятельности, поэтому они органически связаны с общепедагогическими умениями, навыками. Практические умения учителя являются формой функционирования его теоретических знаний";

- психолого-педагогическая деятельность в целом: общение и деятельность в ДОУ носят преимущественно развивающий и воспитывающий характер.

Выделение специфики указанных компонентов есть, по существу, обоснование психолого-педагогических особенностей учителя иностранного языка вообще и в ДОУ в частности.

В целом, психолого-педагогические особенности профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка в ДОУ отражаются в следующих областях:

- объективные требования к личности и деятельности специалиста в области дошкольного образования зафиксированы в государственных образовательных стандартах. В области методики раннего обучения иностранному языку существует профессиограмма деятельности преподавателя (Г.В.Рогова, Т.Е.Сахарова из), методическая проекция дидактических умений преподавателя иностранного языка в ДОУ. Применительно к личности и деятельности преподавателя иностранного языка в общеобразовательном учреждении, нормативные требования закреплены в профессиограмме, государственном образовательном стандарте (Г.А.Китайгородская, И.А.Зимняя, А.А.Миролюбов и др) и в аттестационных материалах ;

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Проблема социально-педагогического сопровождения в современных условиях
В данной главе мы исходим из следующих положений: термин «социально-педагогическое сопровождение» в современной научной литературе еще не получил достаточно широкого распространения. Гораздо активнее используются понятия педагогическое, психологическое и психолого-педагогическое сопровождение. В сл ...

Роль педагога в воспитательном процессе
Воспитание – это актуализация человеческого качества в человеке, которая происходит в диалоге воспитателя и воспитанника. Цель воспитания направлена на формирование рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соотнесении с жизнью других людей. Для педагога цель, сформу ...

Основные направления профильного обучения
В Концепции профильного обучения профиль рассматривается как та или иная комбинация (сочетание) базовых, профильных и элективных курсов, отвечающая общим рамочным требованиям существующим в отношении норм учебной нагрузки: минимальным объемам учебного времени, задаваемых БУПом (33 часа в неделю) и ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru