Использование контент - анализа применительно к ответам на открытые вопросы экспертов дошкольных образовательных учреждений позволяет выявить дополнительные содержательные характеристики психолого - педагогических особенностей профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка в ДОУ.
Анализировались ответы на вопросы: "В чем Вы видете специфику своей профессиональной деятельности в отличие от преподавателя иностранного языка в школе, ВУЗе?", "Какие профессиональные умения Вы бы дополнили в предложенную карту профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка в ДОУ?". В подобном анкетировании участвовало двенадцать преподавателей иностранного языка в дошкольных учреждениях города Барнаула.
На основе теоретической базы, целей и задач исследования была сконструирована система понятий и категорий, отражающих понятийную специфику и предмет исследования.
Качественные единицы анализа отражают специфику профессиональной деятельности в ДОУ, совокупности профессионально - педагогических умений и навыков деятельности и общения педагога в области раннего преподавания иностранного языка (см. таблицу).
Единицами счета являются ответы на открытые вопросы: ключевые слова и основные идеи, характеризующие специфику профессиональной деятельности в ДОУ и профессионально - педагогические умения (их характеристики, названия).
Анализ предложенных умений, которые эксперты выделяли относительно предложенной карты профессиональной компетентности, проводился по блокам, выделенным в структуре профессиональной компетентности.
Таблица 14. Ранжирование выявленных категорий, выражающих специфику и умения деятельности преподавателя иностранного языка в ДОУ (по результатам контент - анализа).
Ранг |
Категории деятельности |
% |
Категории умений (блоки) |
% |
1 |
Ведущий вид деятельности (игра) |
31,42 |
Учет возрастных особенностей |
60 |
2 |
Возрастные особенности детей |
15,71 |
Владение педагогическими технологиями |
35 |
3 |
Учет мотивационной готовности, интереса детей к ин.языку |
11,43 |
Общетеоретическая и практическая подготовка |
25 |
4 |
Специфика деятельности в ДОУ |
8,57 |
Общение на ин.языке |
15 |
Коммуникативная направленность обучения иностранному языку |
8,57 | |||
Индивидуальный / дифференцированный подход в обучении |
8,57 | |||
5 |
Специфика организации и хода занятия |
7,14 |
Интегративные характеристики личности преподавателя |
10 |
Целеполагание |
10 | |||
6 |
Специфика функций и назначения иностранного языка |
5,71 |
Педагогический самоанализ |
5 |
Отсутствие самостоятельной речевой деятельности детей на ин.языке |
5,71 | |||
7 |
Единство и специфика практических, воспитательных, развивающих, образовательных целей в обучении иностранному языку |
4,29 | ||
Использование наглядности |
4,29 | |||
Преемственность обучения |
4,29 | |||
Недостаточность методического обеспечения |
4,29 | |||
8 |
Необходимость совмещения роли воспитателя и преподавателя иностранного языка |
2,86 | ||
Роль родного языка |
2,86 |
Информация о ообразовании:
Средства профессиональной подготовки будущего
учителя физкультуры
В последние десятилетия с целью овладения определенными умениями-навыками в различных сферах деятельности людей чаще стали применяться деловые игры (ДИ) и их модификации, использование которых в высшей школе становится эффективным средством подготовки специалистов. Здесь мы проведем некоторые парал ...
Тестовая карта коммуникативной деятельности
Чтобы оценить стиль общения человека с аудиторией, рекомендуем заполнить тестовую карту коммуникативной деятельности, разработанную на основе анкеты А.А. Леонтьева. Для этого необходимо выступить в качестве экспертов четырем-пяти лицам, имеющим опыт общения с аудиторией. Каждый эксперт работает нез ...
Результаты исследований эффективности произвольной и непроизвольной памяти
старших дошкольников
Данные исследования первоначальных знаний о цвете отражены в таблице 1. Дети, имеющие высокий показатель знаний о цвете отсутствуют, имеющие средний уровень (3 ребенка) – составляют 30%, детей с низким уровнем 5 человек, они составляют 50%, остальные 20% (2 человека) имеют знания ниже среднего. Ива ...