Корреляционный анализ структуры профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка в ДОУ (по результатам экспертного опроса группы А)
Корреляционный граф взаимосвязи блоков профессиональной компетентности (по результатам экспертных оценок группы А см. Приложение 2)
Блоки профессиональной компетентности:
Интегративные характеристики;
Общетеоретическая и практи
ческая подготовка;
3а. Целеполагание;
3б. Содержание;
3в. технология;
Возрастные особенности;
Самоанализ;
Общение;
Результаты.
По результатам корреляционного анализа можно выделить три структурных компонента профессиональной компетентности.
1. Интегральные и общетеоретические умения преподавателя реализуются посредством технологии в общении и деятельности для достижения поставленных целей. Причем общение не связано с интегративными характеристиками личности, а функционируют как технологический компонент в реализации профессиональных знаний и умений.
Общетеоретическая и практическая подготовка
Интегральные Технология
характеристики Общение
Результаты
Целеполагание
2. Преподаватель достигает цели через конструирование содержания и его реализации в обучающей деятельности с получением соответствующего результата и самоанализом педагогической деятельности. При этом общетеоретическая и практическая подготовка играет определяющую роль.
Общетеоретическая и Самоанализ
практическая подготовка
Содержание
Общение
Технологии Результаты
3. Содержательное направление в характеристике профессиональной компетентности: оно связано с учетом возрастных особенностей детей и целеполаганием. Посредством реализации содержания достигается результат обучения.
Технологии Результаты
Содержание
Общение
Целеполагание Возрастные
особенности
Таким образом, эксперты группы А выстраивают связь блоков в следующей логике (с опорой на ранжирование блоков профессиональных умений и результаты контент - анализа):
а) технологическая сторона деятельности выходит на первый план. Акцент делается на возрастные особенности детей, конструирование содержания, технологии и цели обучения. Общению отводится второстепенная роль;
б) изучение результатов деятельности и педагогический самоанализ выходят на второй план;
в) интегративные характеристики личности, общетеоретическая и практическая подготовка в меньшей степени, по сравнению с предыдущими блоками, влияют на особенности структурно - функциональных связей блоков профессиональной компетентности.
Таким образом, методический и технологический аспект профессиональной компетентности по результатам ранжирования блоков и корелляционного анализа выходит на первый план. Он является определяющим, наряду со спецификой обучения детей дошкольного возраста, в деятельности преподавателя в ДОУ и его профессиональной компетентности. Это связано со спецификой методики раннего обучения иностранному языку и деятельностью специалиста в области дошкольного образования в целом.
Корреляционный анализ структуры профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка в общеобразовательном учреждении (по результатам экспертного опроса группы Б)
Корреляционный граф сруктурно-функциональных связей блоков профессиональной компетентности
Блоки профессиональной компетентности:
1. Интегративные характеристики;
2. Общетеоретическая и практи
ческая подготовка;
3а. Целеполагание;
3б. Содержание;
3в. технология;
Возрастные особенности;
Самоанализ;
Общение;
Результаты.
По результатам корреляционного анализа можно выделить три структурных компонента в системе профессиональной компетентности:
1. Условно названный технологической цепочкой: технологический блок, возрастные особенности детей, изучение результатов, педагогический самоанализ. Выделенные блоки находятся во взаимосвязях.
Результаты Возрастные особенности
Самоанализ Технологии
2. Содержательный блок: технология выражена через иноязычное общение, что формирует содержание обучения; блок целеполагания опосредуется возрастными особенностями детей и формирует содержание обучения, которая реализуется технологическими умениями и умениями организации иноязычного общения.
Возрастные Целеполагание
особенности
Технологии Содержание
Общение
3. С одной стороны, в иноязычном общении реализуется личность преподавателя (интегративные характеристики, общетеоретическая и практическая подготовка), с другой стороны - общение является основным механизмом обучения и реализации содержания.
Технологии Содержание
Общение
Интегративные Общетеоретическая и характеристики практическая подготовка
Информация о ообразовании:
Типы читателей
В. П. Белянин выделяет два типа читателей художественных текстов. Реципиенты первого типа интерпретируют текст в пределах авторской концепции, которая определяется самим текстом. В этом случае проекция текста, выстроенная реципиентом, максимально приближена к смыслу, вложенному в текст его автором. ...
Игра как форма урока, использование приёмов активизации мыслительной
деятельности учащихся во время игры
Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деяте ...
Развитие пространственных представлений младших школьников
посредством решения задач на конструирование
Процесс овладения любым видом деятельности имеет огромное значение для умственного и физического развития ребенка и усвоения им социального опыта. Одним из подобных видов деятельности является конструирование из различных материалов. Овладение этим видом деятельности осуществляется под влиянием цел ...