Сказкотерапия как метод развития коммуникативных способностей у заикающихся детей

Подробно о педагогике » Развитие коммуникативных способностей заикающихся детей на основе сказкотерапии » Сказкотерапия как метод развития коммуникативных способностей у заикающихся детей

Страница 1

В последнее время термин "сказкотерапия" все чаще посещает специальные и популярные издания. Что же такое "сказкотерапия"? Первое, что приходит на ум – лечение сказками. Знание испокон веков передавалось через притчи, сказки, легенды, мифы. Знание сокровенное, глубинное, не только о себе, но и об окружающем мире, безусловно, лечит. И именно сегодня, в конце тысячелетия к нему интуитивно тянутся люди. Перечитывают и интерпретируют Библию, ищут скрытый смысл в сказках, легендах и мифах, может быть еще и для того, чтобы заново открыть то, что в глубине души давно известно? Поэтому, когда мы говорим о том, что сказкотерапия – это лечение сказками, мы имеем в виду совместное с клиентом открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими.

Некоторые думают, что сказкотерапия – это «детский» метод. И да, и нет. «Детский» в том смысле, что он адресован живому творческому созидательному открытому «детскому началу» в человеке – да. «Детский» в том смысле, что он ограничен по возрасту – нет. Сказка – это «слоеный пирог». В каждом слове свой смысл. Когда мы читаем сказку, следим за увлекательным сюжетом, наше бессознательное уже «обнюхивает» «слоеный пирог смыслов» и выбирает самый «вкусный» для себя. То есть, то «слой», то смысл, который наиболее созвучен мироощущению на данный момент, тот, который может дать ответ на внутренний вопрос. В этом секрет «вечной молодости» сказок – в любом возрасте в них можно открыть нечто сокровенное и волнующее.

Поэтому сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.

Когда начинаешь рассматривать сказку с различных точек, на разных уровнях, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки в детстве, человек накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций».

Сказка может дать символическое предупреждение о том, как будет разворачиваться ситуация. Поэтому сказкотерапия для детей связана, прежде всего, с осознаванием смысла сказочных событий и их взаимосвязи с ситуациями реальной жизни. Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность .

Сказкотерапией люди занимались всегда. Правда, называли это иначе. Сегодня можно выделить четыре этапа в развитии сказкотерапии:

- устное народное творчество – его начало затеряно в глубине веков, но процесс устного творчества продолжается по сей день;

- собирание и исследование сказок и мифов – исследование мифов и сказок в психологическом, глубинном аспекте связано с именами К.-Г. Юнга, М.-Л. фон Франс, Б. Бательхейма, В. Проппа и других. Процесс познания скрытого смысла сказок и мифов продолжается и по сей день;

- психотехнический – нет ни одной педагогической, психологической и психотерапевтической технологии, в которой не использовался прием «сочинения сказки»;

- интегративный – формирование концепции Комплексной сказкотерапии с духовным подходом к сказкам, с пониманием сказкотерапии как природосообразной, органичной человеческому восприятию воспитательной системы, проверенной многими поколениями наших предков.

В сказкотерапевтическом процессе на данный момент используется пять видов сказок, которые конструируются в соответствии с актуальной ситуацией и подаются под различными «соусами»: анализ, рассказывание, сочинение, переписывание, куклотерапия, имидж-терапия, рисование, психодинамические медитации, постановка сказок в песочнице и др.:

- художественные сказки;

- дидактические сказки;

- медитативные сказки;

- психотерапевтические сказки;

- психокоррекционные сказки.

Сказкотерапия – созерцание и раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего, процесс подбора каждому клиенту своей особенной сказки.

Каждая сказка обладает своей неповторимостью, однако взгляд на сказкотерапию как воспитательную систему предполагает общие закономерности работы со сказочным материалом.

Таблица 1 Принципы работы со сказками

Принцип

Основной акцент

Комментарии

Осознанность

- осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета;

- понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях;

Общие вопросы: что происходит? почему это происходит? кто хотел, чтобы это произошло? зачем было это ему нужно?

Задача – доказать воспитанникам и клиентам, что одно событие плавно вытекает из другого, даже не смотря на то, что на первый взгляд это не возможно. Важно понять место, закономерность появления и назначения каждого персонажа сказки.

Множественность

Понимание того, что одно и то же событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов

Задача – показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон. С одной стороны, это так, с другой – иначе.

Связь с реальностью

Осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед ними некий жизненный урок.

Задача – кропотливо и терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет использован в реальной жизни, в каких конкретных ситуациях.

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Результаты опытно-экспериментальной работы
Эффективность проведенной экспериментальной работы доказана на контрольном этапе, который проводился по тем же методикам, что и на констатирующем этапе. Проведенные к группе второклассников исследования показали следующие результаты. По ответам на вопросы тестирования выяснилось, что: 1. Большая ча ...

Психологическое просвещение в работе преподавателя психологии
Формы и методы психологического просвещения Одна из важнейших функций психолога - психологическое просвещение населения. Основными целями психологического просвещения являются: знакомство населения с основами психологии личности, общения, деятельности, самообучения и самовоспитания; популяризация, ...

Факторы и методы определяющие здоровый образ жизни
Факторы, определяющие формирование здоровья населения, должны изучаться комплексом общественных и естественных наук: показатели здоровья прерогатив медицинской науки, основа врачебной деятельности. Наблюдения и эксперименты давно позволили медикам и исследователям разделить факторы, влияющие на здо ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru