Развитие коммуникативных способностей заикающихся детей на основе сказкотерапии

Подробно о педагогике » Развитие коммуникативных способностей заикающихся детей на основе сказкотерапии

Проблема заикания - одна из наиболее сложных в теории и практике логопедии. Возникая в дошкольном возрасте, это нарушение речи затрудняет выработку коммуникативных навыков, отрицательно сказывается на формировании личности. Для заикания характерно то, что в одних ситуациях оно проявляется в большей степени, в других - в меньшей, или не проявляется совсем.

Речь - это сложная функциональная система, составляющие которой меняются в зависимости от целей и мотивов деятельности, от ситуации, от умения ставить коммуникативные задачи и выстраивать программу общения. Кроме того, характер речи зависит от личностных особенностей говорящего, от его нервно-психического состояния. Разнообразные и изменяющиеся проявления заикания создают дополнительные трудности в работе по его преодолению.

Данные катамнеза показывают, что после курса коррекционных занятий речь многих детей оказывается недостаточно стабильной. В условиях логопедического кабинета чаще всего они общаются без заикания. В других ситуациях заикание возобновляется.

Это объясняется тем, что при формировании навыка слитной и плавной речи не учитываются особенности проявления заикания в зависимости от ситуации, не разработаны приемы переноса полученного навыка в реальные условия общения.

Актуальность проблемы развития коммуникативных способностей детей с заиканием состоит в том, что одного преодоления заикания как речевого дефекта не достаточно. Тормозя общение как процесс коммуникации, оно тесно вплетается в личностное развитие и является не столько речевым нарушением, сколько личностно-психологическим. Мало научить ребенка бороться с приступами судорог и умению расслабляться, его надо научить не бояться общаться с людьми, вступать в контакт и передавать информацию не зависимо от условий и ситуации общения.

Сказка, являясь доступным и увлекательным средством для ребенка и неся в себе глубинный смысл, может способствовать раскрепощению и развитию речи ребенка.

Цель исследования - изучение коммуникативных способностей заикающихся детей и умения общаться в повседневной жизни.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

изучить научно-методологическую литературу по проблеме заикания: сущность, причины возникновения, виды, характер проявления, влияние на личностное развитие;

выявить особенности развития коммуникативных способностей у детей с заиканием;

провести обследование заикающихся детей;

разработать программу формирующего воздействия;

провести формирующую работу над развитием коммуникативных способностей у заикающихся детей, проанализировать эффективность проведенной работы и сравнить результаты с исходными данными.

Объектом исследования являются коммуникативная сфера заикающихся детей. Предмет - развитие коммуникативных способностей заикающихся детей на основе сказкотерапии.

Следовательно, можно предположить, что при использовании методов сказкотерапии на развивающих занятиях, возможно развитие коммуникативных способностей детей, страдающих заиканием. Это предположение и является гипотезой исследования.

Для проведения исследования использованы следующие методы и приемы:

анализ научно-методической литературы, наблюдение, эксперимент, опрос, беседа, анализ анамнестических данных;

разработка формирующей программы;

обработка полученных данных и результатов исследования;

сопоставление данных;

подведение итогов исследования.

Теоретико-методологической базой исследования явились учения В.Н. Мясищева о развитии личности через деятельность и общение с другими людьми, М.И. Буянова и Б.З. Драпкина о видах заикания, Т.Д. Зинкевич – Евстигнеевой о роли методов сказкотерапии в развитии личности ребенка.

Теоретическая значимость работы заключается в новом взгляде на проблему заикания не столько как на речевой дефект, сколько на нарушение личностного развития.

Практическая значимость работы определена выбранными методиками обследования, составленной программой формирующего воздействия по развитию коммуникативных способностей у детей с заиканием, которыми в дальнейшем могут воспользоваться психологи, логопеды, педагоги при работе с заикающимися детьми.

Выпускная квалификационная работа состоит из двух частей: теоретической, отображенной в главе 1, и практической – главы 2 и 3. Теория включает в себя изучение работ психологов, логопедов и других специалистов по вопросам заикания детей. В практической части сосредоточены три эксперимента: констатирующий (обследования заикающихся детей, их коммуникативных способностей), формирующий (развивающая работа) и контрольный (сопоставление данных до и после формирующего эксперимента).


Информация о ообразовании:

Сущность социально-педагогического сопровождения детей раннего возраста
Социально-педагогическое сопровождение всегда персонально и направлено на конкретного ребенка, даже если педагог работает с группой. Именно сопровождение, включающее в себя помощь и поддержку, предполагает не решение проблемы за ребенка, а стимулирование его самостоятельности в решении его проблемы ...

Как писать резюме
Закончив университет, перед вами встанет очень важный и сложный вопрос: как устроиться на работу? Современные рекрутинговые компании (компании занимающиеся подбором персонала для различных организаций) обязательно потребую от вас предоставления резюме. Таким образом, вашей главной задачей становитс ...

Методика преподавания информатики как новый раздел педагогической науки и учебный предмет подготовки учителя информатики
Как новый раздел педагогической науки и учебный предмет подготовки учителя информатики введение в 1985 г. в среднюю школу отдельного общеобразовательного предмета «Основы информатики и вычислительной техники» дало старт формированию новой области педагогической науки, объектом которой является обуч ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru