Проблема заикания у детей

Страница 1

Заикание - сложное нарушение речи, характеризующееся расстройством ее ритма и плавности. Как правило, заикание возникает у детей 2-5 лет, т.е. в период формирования развернутой фразовой речи, чаще у легко возбудимых детей. Обостряется в связи с поступлением в школу, а также в подростковом и юношеском возрасте.

Основным симптомом заикания являются периодически возникающие судороги мышц речевого аппарата:

клонические судороги характеризуются насильственным многократным ритмичным сокращением мышц речевого аппарата, которые приводят к непроизвольному повторению отдельных звуков или слов;

тонические судороги проявляются в виде насильственного резкого повышения тонуса мышц, захватывающего обычно несколько мышечных групп, приводящие к задержке речи.

Но чаще всего встречается смешанная форма заикания. К судорогам мышц речевого аппарата иногда присоединяются судороги лица и конечностей неспособность к полноценно оформленному речевому высказыванию создают серьезные затруднения в общении.

Подразделение заикания на клоническое и тоническое (в зависимости от судорог) в настоящее время представляется недостаточным . Заикание - симптом разных (в клиническом отношении) заболеваний, оно редко выступает в самостоятельном виде и почти всегда сосуществует с другими нервно-психическими расстройствами. Исходя из этого, М.И. Буянов и Б.З. Драпкин выделили невротическое, неврозоподобное и смешанное заикание. Невротическое заикание - психогенное расстройство, которое обнаруживается в психотравмирующей ситуации, усиливается при фиксации внимания на речевом дефекте и, наоборот, значительно уменьшается при отвлечении внимания. Неврозоподобное заикание внешне напоминает невротическое, но не имеет психогенного происхождения, а возникает в рамках шизофрении, эпилепсии, олигофрении, при органическом поражении ЦНС. Кроме того, неврозоподобное заикание может быть наследственным и в отличие от невротического не зависит от ситуации; оно уменьшается, если человек следит за своей речью. Неврозоподобное заикание отличается нарушением темпа речи (тахилалия, брадилалия). Разграничить заикание на невротическое и неврозоподобное не всегда легко, так как у некоторых людей с неврозоподобным заиканием возникает невротическое наслоение .

В настоящее время выделяют две группы причин возникновения заикания: предрасполагающие ("почва") и производящие ("толчки"). При этом некоторые этологические факторы могут как способствовать, так и непосредственно вызывать заикание.

К предрасполагающим причинам относятся следующие:

невропатическая отягощенность родителей (нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие или дезорганизующие функции ЦНС);

невропатические особенности самого заикающегося (ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность);

конституциональная предрасположенность (заболевание вегетативной нервной системы и повышенная ранимость высшей нервной деятельности, ее особая подверженность психическим травмам);

поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием многих вредных факторов.

Указанные причины вызывают различные патологические сдвиги в соматической и психической сферах, приводят к задержке речевого развития, к речевым расстройствам и способствуют развитию заикания.

К неблагоприятным условиям относятся:

физическая ослабленность детей;

возрастные особенности деятельности мозга;

ускоренное речевое развитие;

скрытая психическая ущемленность ребенка, повышенная реактивность на почве ненормального отношения с окружающими;

недостаточность положительных эмоциональных контактов между взрослыми и ребенком;

недостаточность развития моторики, чувства ритма, мимико-артикуляторных движений.

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Роль заголовочного комплекса в восприятии текста
Восприятие любого текста в дискурсе — сложный процесс, в его организации важную роль играют компоненты, специально ориентированные на адресата, на выстраивание стратегии его внедрения в сферу дискурса, на построение его деятельности по интерпретации. Эти компоненты органически присущи произведению, ...

Понятие специальных творческих способностей, специфика их проявления в изобразительном творчестве
Применительно к изобразительной деятельности важно выделить содержание способностей, проявляющихся и формирующихся в ней, их структуру, условия развития. Только в этом случае возможна целенаправленная разработка методики развивающего обучения изобразительной деятельности. Попытка определить содержа ...

Психологическое просвещение в работе преподавателя психологии
Формы и методы психологического просвещения Одна из важнейших функций психолога - психологическое просвещение населения. Основными целями психологического просвещения являются: знакомство населения с основами психологии личности, общения, деятельности, самообучения и самовоспитания; популяризация, ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru