Проблема заикания у детей

Страница 1

Заикание - сложное нарушение речи, характеризующееся расстройством ее ритма и плавности. Как правило, заикание возникает у детей 2-5 лет, т.е. в период формирования развернутой фразовой речи, чаще у легко возбудимых детей. Обостряется в связи с поступлением в школу, а также в подростковом и юношеском возрасте.

Основным симптомом заикания являются периодически возникающие судороги мышц речевого аппарата:

клонические судороги характеризуются насильственным многократным ритмичным сокращением мышц речевого аппарата, которые приводят к непроизвольному повторению отдельных звуков или слов;

тонические судороги проявляются в виде насильственного резкого повышения тонуса мышц, захватывающего обычно несколько мышечных групп, приводящие к задержке речи.

Но чаще всего встречается смешанная форма заикания. К судорогам мышц речевого аппарата иногда присоединяются судороги лица и конечностей неспособность к полноценно оформленному речевому высказыванию создают серьезные затруднения в общении.

Подразделение заикания на клоническое и тоническое (в зависимости от судорог) в настоящее время представляется недостаточным . Заикание - симптом разных (в клиническом отношении) заболеваний, оно редко выступает в самостоятельном виде и почти всегда сосуществует с другими нервно-психическими расстройствами. Исходя из этого, М.И. Буянов и Б.З. Драпкин выделили невротическое, неврозоподобное и смешанное заикание. Невротическое заикание - психогенное расстройство, которое обнаруживается в психотравмирующей ситуации, усиливается при фиксации внимания на речевом дефекте и, наоборот, значительно уменьшается при отвлечении внимания. Неврозоподобное заикание внешне напоминает невротическое, но не имеет психогенного происхождения, а возникает в рамках шизофрении, эпилепсии, олигофрении, при органическом поражении ЦНС. Кроме того, неврозоподобное заикание может быть наследственным и в отличие от невротического не зависит от ситуации; оно уменьшается, если человек следит за своей речью. Неврозоподобное заикание отличается нарушением темпа речи (тахилалия, брадилалия). Разграничить заикание на невротическое и неврозоподобное не всегда легко, так как у некоторых людей с неврозоподобным заиканием возникает невротическое наслоение .

В настоящее время выделяют две группы причин возникновения заикания: предрасполагающие ("почва") и производящие ("толчки"). При этом некоторые этологические факторы могут как способствовать, так и непосредственно вызывать заикание.

К предрасполагающим причинам относятся следующие:

невропатическая отягощенность родителей (нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие или дезорганизующие функции ЦНС);

невропатические особенности самого заикающегося (ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность);

конституциональная предрасположенность (заболевание вегетативной нервной системы и повышенная ранимость высшей нервной деятельности, ее особая подверженность психическим травмам);

поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием многих вредных факторов.

Указанные причины вызывают различные патологические сдвиги в соматической и психической сферах, приводят к задержке речевого развития, к речевым расстройствам и способствуют развитию заикания.

К неблагоприятным условиям относятся:

физическая ослабленность детей;

возрастные особенности деятельности мозга;

ускоренное речевое развитие;

скрытая психическая ущемленность ребенка, повышенная реактивность на почве ненормального отношения с окружающими;

недостаточность положительных эмоциональных контактов между взрослыми и ребенком;

недостаточность развития моторики, чувства ритма, мимико-артикуляторных движений.

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Особенности управления ВУЗом
Термин «руководство образовательным учреждением» обозначается как механизм для организации и обеспечения оптимальных условий функционирования образования на всех уровнях, «мозг» системы. Особенностью управления современной системой образования является прежде всего обеспечение руководящими кадрами ...

Организация предпрофильного обучения как особенности агрошколы
«Реализация идеи профильности старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности» «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образо ...

Психолого-педагогические основы дифференцированного подхода
В основе дифференцированного обучения лежит учет психологических особенностей учащихся, а именно таких, которые влияют на их учебную деятельность и от которых зависят результаты учения. Это такие особенности как память, внимание, воображение, мышление, способности. Таких особенностей очень много, п ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru