Проблема заикания у детей

Страница 2

При наличии тех или иных перечисленных неблагоприятных условий достаточно какого-либо чрезвычайного по своей силе раздражителя, чтобы вызвать нервный срыв и заикание.

В группе производящих причин выделяются:

анатомо-физиологические: физические заболевания, травмы, органическое нарушение мозга, болезни носа, глотки и гортани, совершенство артикуляционного аппарата при дизартрии, дислалии и задержке речевого развития;

психические и социальные причины: психическая травма, неправильное формирование речи в детстве (речь на вдохе, скороговорение, нарушения звукопроизношения, быстрая нервная речь родителей и т.д.), перегрузка речевым материалом, несоответствующее возрасту ребенка усложнение речевого материала и мышления, подражание заикающимся.

Одним из основных явлений, из которых развивается невротическое расстройство, является чувство собственной неполноценности. И чем больше фиксируется больной на своем дефекте, тем более упорным он становится.

Исследователи заикания в понятие фиксированности на дефекте вкладывают разное содержание: особое свойство внимания (устойчивое, застревающее навязчивое, концентрированное), осознание дефекта, представление о нем, разное эмоциональное отношение к нему (переживание, тревожность, боязливость, страх).

Выделяют следующие формы "болезненной" фиксации на дефекте:

нулевая степень болезненной фиксации: заикающийся не испытывает ущемления от сознания дефекта либо вовсе не замечает его. Отсутствуют элементы стеснения, обидчивости за свою неправильную речь, какие-либо попытки к преодолению дефекта.

умеренная степень фиксации: заикающиеся переживают свой дефект, стесняются его, скрывают, прибегают к различным уловкам, стараются меньше общаться. Они знают о своем заикании, испытывают от этого ряд неудобств, стараются замаскировать свой недостаток.

выраженная степень болезненной фиксации: у заикающихся переживание по поводу дефекта выливается в постоянно тягостное чувство неполноценности, когда каждый поступок осмысливается через призму речевой неполноценности, болезненная мнительность, страх перед речью, людьми, уход в болезнь.

Изучение феномена фиксированности заикающихся на своем дефекте позволило установить следующее:

Фиксированность является одним из основных факторов усложняющих структуру дефекта и эффективность его преодоления.

Имеется прямая зависимость его от возраста детей (или стажа заикания). Это объясняется наличием неблагоприятных факторов окружающей среды, совершенствованием и усложнением психической деятельности в связи с формированием личности детей, появлением сдвигов в нервной и эндокринной системах, связанных с пубертатным периодом.

Отмечается связь с усложняющимся характером моторных нарушений. Тоническая судорога иногда может рассматриваться как попытка заикающегося бороться со своим недугом. Характер моторных нарушений у заикающихся обычно связан с эмоциональным отношением ребенка к дефекту.

Эффективность логопедической работы находиться в зависимости от разной степени фиксированности на дефекте: чем больше фиксированность, тем ниже результаты логопедической работы, и наоборот.

Осознание речевого дефекта, неудачные попытки избавиться от него или хотя бы замаскировать порождают у заикающихся различные психологические особенности: уязвимость, беззащитность, робость, внушаемость и многое другое.

Из вышеуказанного можно сделать следующий вывод: заикание - сложное нарушение не только речи, по и личности в целом. Оно тормозит общение, а следовательно препятствует социализации человека, его психическому развитию. Дефект нарушает речь ребенка, изменяет структуру построения речевого высказывания, затрудняет коммуникацию.

Страницы: 1 2 


Информация о ообразовании:

Анализ результатов изучения механизмов и проявлений дисграфии на основе нарушения языкового анализа и синтеза
Результаты анамнестических данных Таблица № 1 Структура заболеваемости обучающихся (по нозологическими группами) в 2010-2011 учебном году № п/п Наименование патологии количество % 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Ортопедическая · плоскостопие · нарушение осанки Психоневрологическая Патология органов дыхания Карди ...

Роль изобразительной деятельности в общем психическом развитии ребенка
По мнению В.Штерна, рисунок ребенка – отнюдь не изображение конкретного воспринимаемого предмета, а изображение того, что он знает о нем. Детское искусство, считают психологи Лейпцигской школы комплексных переживаний, носит экспрессивный характер – ребенок изображает не то, что он видит, а то, что ...

Анализ данных экспертного опроса с использованием контент - анализа
Использование контент - анализа применительно к ответам на открытые вопросы экспертов дошкольных образовательных учреждений позволяет выявить дополнительные содержательные характеристики психолого - педагогических особенностей профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка в ДОУ. ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru