Анализ результатов констатирующего исследования

Страница 1

Первый этап исследования заключался в проведении анализа анамнестических данных (выяснение причин заикания, вид заикания, основные симптомы, частота судорог, характер судорог) и организации наблюдения.

Анализ медицинских карт детей показал, что преобладающее большинство детей страдает от невротического заикания (7 из 10 детей) и лишь трое – от неврозоподобного. У пяти детей наблюдается раннее речевое развитие в сочетании с двуязычием. Двое детей (неврозоподобное заикание) заикаются из-за наследственной предрасположенности (по линии отца).

Наблюдение проводилось за детьми во время занятий, в повседневной деятельности, игре, бытовой деятельности.

В ходе исследования были уточнены сложные речевые ситуации общения, своеобразие речевой деятельности (начало, объем общения, свобода использования языковых средств в зависимости от ситуации и темы), наличие сопутствующих движений, эмоциональная сфера, особенности речевого поведения (речевая активность, скорость переключения с одной темы на другую, темп речи).

Наблюдения показали, что дети с невротическим заиканием испытывают затруднения при общении с незнакомыми людьми, в незнакомой ситуации, при выполнении поручения, во время наказания, при перевозбуждении. В отличие от них, при неврозоподобном заикании нет конкретных ситуаций, в которых дети испытывали бы затруднения. Симптомы заикания проявляются в обыденных ситуациях, когда дети «забываются» и не контролируют свою речь, при переутомлении (рассеянное внимание).

Большинство детей не фиксированы на своем дефекте и легко вступают в контакт с посторонними людьми. Однако наблюдается сложность общения при выполнении поручения, объяснения и признания вины при наказании.

Более подробные описания результатов наблюдения указаны в протоколах наблюдения.

Следующий этап исследования – проведение индивидуальных бесед, в процессе которых выяснялась фиксация детей на речевом дефекте, их отношение к нему, способы преодоления, осознание сложных речевых ситуаций.

Учитывая возрастные особенности и приоритет общения со сверстниками для данной возрастной группы детей, основная схема беседы была построена на следующих вопросах:

Много ли у тебя друзей? Почему?

Легко ли тебе общаться с разными людьми (знакомые – незнакомые, дети – сверстники – взрослые, мальчики – девочки)?

Когда тебе трудно общаться, в каких ситуациях?

Мешает ли тебе твое заикание и чем? Стесняешься ли ты его?

Хотел бы ты от него избавиться?

Что ты делаешь, чтобы другие не заметили, как ты заикаешься?

По результатам беседы можно выделить следующее:

а) большинство детей не фиксированы на своем речевом дефекте (лишь двое стесняются, испытывают трудность, отказываются от общения);

б) положительно относятся к заиканию и всячески готовы от него избавиться (двоим заикание не мешает: «Я могу собраться и не заикаться. Просто немного надо помолчать»);

в) сложные ситуации для большинства – незнакомая обстановка, выполнение сложного поручения, порицание;

г) у детей есть техники релаксации – «закрываю глаза и считаю до 10», «поглаживаю подушечки пальцев», «делаю глубокий вдох» и т.д.;

д) разные способы скрыть заикание – «молчу», «говорю быстро», «пытаюсь поменять слова», «дышу» и т.д.

Более подробные результаты указаны в протоколе беседы (Приложение 2).

Следующий этап – коллективный – здесь проводились методики для уточнения уровня развитости коммуникативных способностей и конкретизации сложных речевых ситуаций.

Первая методика оценки коммуникативных и организаторских способностей Б.А.Федоришина предполагает опрос с отметкой ответов в таблице.

По данным проведенной методики у большинства обследуемых (6 детей из 10) показатель коммуникативных склонностей соответствует среднему уровню, у четырех из испытуемых – ниже среднего. Это говорит о том, что большинство детей легко вступают в общение, не испытывают трудностей из-за своего дефекта, при необходимости могут контролировать свою речь. Однако развитие их коммуникативных способностей находится еще не на достаточном уровне, поэтому следует продолжить коррекционно – развивающую работу. Необходимо отметить, что детям, коммуникативные способности которых находятся на уровне ниже среднего, нужно уделять больше внимания при коллективной работ, а также проводить с ними индивидуальные занятия.

Страницы: 1 2 3 4


Информация о ообразовании:

Школа социального успеха
На дворе 21 век. Жизнь требует активных людей, которые точно знают, что они делают и для чего все это. Правильно ставить цель и достигать ее вот залог успеха сегодня. Иначе говоря, мир нуждается в лидерах, в тех людях, которые могут сделать все сами и помогут другим реализовать себя как личности, н ...

Контроль усвоения учебного материала
Обучение составляет один из главных компонентов педагогического процесса. Этот процесс очень сложный, включает в себя много связей и отношений. Потому существует много определений обучению. И.П. Подласый приводит следующее определение «обучение – это упорядоченное взаимодействие педагога с учащимся ...

Общая характеристика контингента испытуемых
Констатирующий эксперимент проводился в ГБОУ СКОШ-И №101 I и II видов города Москвы. В констатирующем эксперименте участвовало пять учащихся 9 класса с нарушением слуха. Сводные данные о детях, участвовавших в эксперименте, представлены в таблице №1. Таблица №1 Сведения о контингенте детей, участву ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru