Организация и методы исследования

Страница 1

Исследования проводились в среднеобразовательной школе №10 в специальном классе для детей с речевыми нарушениями г. Нефтекамска с детьми 8-9 лет в период с 10 сентября по 23 ноября 2007г.

Для обследования детей с заиканием была выдвинута основная цель - определение развитости коммуникативных способностей, а также следующие задачи:

изучить анамнестические данные детей;

пронаблюдать за группой заикающихся детей;

выявить сложные ситуации общения для каждого ребенка;

определить уровень фиксации детей на своем «дефекте»;

определить контрольную и экспериментальную группу детей.

В ходе исследования были применены следующие методы и методики:

метод анализа анамнестических данных;

метод наблюдения;

беседа;

методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС), разработанная Б.А. Федоришиным, преобразованная и приобщенная к заикающимся детям;

методика диагностики "помех" в установлении эмоциональных контактов В.В. Бойко.

Учитывая особенности заикающихся детей и их речевой дефект, исследование проводилось в четыре этапа:

I этап – адаптивный – детям дана была возможность привыкнуть к экспериментатору, принимать его за «своего». На данном этапе проводилось лишь пассивное наблюдение за детьми на занятиях и в повседневной деятельности, а также анализ медицинских карточек;

II этап – индивидуального подхода – суть этапа заключалась в проведении индивидуальных бесед с учетом предрасположенности детей к экспериментатору;

III этап – коллективный – проводились выбранные методики;

IV этап – аналитический – анализ полученных результатов, определение экспериментальной и контрольной групп, составление программы формирующего эксперимента.

Эмпирическая база исследования: десять детей младшего школьного возраста с заиканием. Характеристика детей представлена в таблице 4.

Таблица 4 Анализ медицинских карт детей 8-9 лет с заиканием

Имя ребенка, возраст, год рождения

Анамнестические данные

Настя, 8 лет, 1998г.

Заикание невротическое. Раннее речевое развитие. Двуязычная среда.

Артикуляционный аппарат в норме, патологий нет. Судороги длительные, тонические, наблюдаются в начале фраз.

Александр, 9 лет, 1998г.

Заикание невротическое. Речевое развитие в соответствии с нормой. Русскоязычная среда.

Артикуляционный аппарат в норме, патологий нет. Заикание обусловлено психологической травмой (развод родителей). Судороги кратковременные, частые, смешанные, наблюдаются в начале фраз.

Андрей, 9 лет, 1998г.

Заикание неврозоподобное, связанное с повышенным тонусом мышц языка. Речевое развитие замедленное, часто отклоняется от общения. Русскоязычная среда.

Артикуляционный аппарат в норме.

Судороги смешанные, не частые, может контролировать свою речь.

Костя, 8 лет, 1998г.

Заикание невротическое. Речевое развитие раннее. Двуязычная среда.

Нарушенное звукопроизношение (искажение звука «р»), в речи пропускает некоторые слоги. Судороги частые, длительные, клонические, появляются в зависимости от ситуации общения.

Света, 9 лет, 1998г.

Неврозоподобное заикание (наследственная предрасположенность). Речь развита в соответствии с нормой. Русскоязычная среда.

Артикуляция в норме, звукопроизношение не нарушено. Судороги длительные, смешанные, не частые. Может следить за своей речью. Судороги проявляются во время волнительных ситуаций, перевозбуждении.

Стас, 9 лет, 1998г.

Неврозоподобное заикание (наследственная предрасположенность). Речь развита в соответствии с нормой. Русскоязычная среда.

Артикуляция в норме, звукопроизношение не нарушено. Судороги длительные, смешанные, не частые. Может следить за своей речью. Судороги проявляются во время волнительных ситуаций, перевозбуждении.

Женя, 8 лет, 1998г.

Невротическое заикание. Гиперактивность. Тахилалия. Раннее речевое развитие. Русскоязычная среда.

Артикуляция в норме, в речи «проглатывает» некоторые слоги.

Судороги длительные, тонические, кратковременные, проявляются в волнительных ситуациях, незнакомой обстановке в начале фраз.

Марина, 8 лет, 1998г.

Заикание невротическое. Речевое развитие раннее. Двуязычная среда.

Нарушенное звукопроизношение (искажение звука «с, з»), в речи пропускает некоторые слоги. Судороги частые, длительные, клонические, появляются в зависимости от ситуации общения.

Лена, 9 лет, 1998г.

Заикание невротическое. Позднее речевое развитие. Двуязычная среда.

Артикуляционный аппарат в норме, патологий нет. Заикание обусловлено психологической травмой (детские страхи). Судороги кратковременные, частые, смешанные, наблюдаются в начале фраз.

Игорь, 9 лет, 1998г.

Заикание невротическое. Речевое развитие раннее. Двуязычная среда.

Артикуляционный аппарат в норме, патологий нет. Заикание обусловлено высокой возбудимостью нервной системы. Судороги кратковременные, частые, смешанные, наблюдаются в начале фраз.

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Школа социального успеха
На дворе 21 век. Жизнь требует активных людей, которые точно знают, что они делают и для чего все это. Правильно ставить цель и достигать ее вот залог успеха сегодня. Иначе говоря, мир нуждается в лидерах, в тех людях, которые могут сделать все сами и помогут другим реализовать себя как личности, н ...

Общие принципы построения системы непрерывного контроля знаний, умений и навыков студентов
Прежде чем решиться применить систему непрерывного контроля (СНК), следует ответить на вопросы: «что стимулировать?»; «из каких конкретно элементов должна состоять СНК?»; «как распределить баллы внутри системы?»; «на каком уровне установить балльное пороговое значение для сдачи зачета и каким образ ...

Музейная педагогика, как базовое составляющее современного музея
Выделение "музейной педагогики" в особую отрасль научно-практической деятельности музея - закономерный процесс и актуальная потребность нашего времени. Именно посредством музейной педагогики музеи нашей области, да и страны в целом выходят в настоящее время на качественно новый уровень св ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru