Организация и методы исследования

Страница 1

Исследования проводились в среднеобразовательной школе №10 в специальном классе для детей с речевыми нарушениями г. Нефтекамска с детьми 8-9 лет в период с 10 сентября по 23 ноября 2007г.

Для обследования детей с заиканием была выдвинута основная цель - определение развитости коммуникативных способностей, а также следующие задачи:

изучить анамнестические данные детей;

пронаблюдать за группой заикающихся детей;

выявить сложные ситуации общения для каждого ребенка;

определить уровень фиксации детей на своем «дефекте»;

определить контрольную и экспериментальную группу детей.

В ходе исследования были применены следующие методы и методики:

метод анализа анамнестических данных;

метод наблюдения;

беседа;

методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС), разработанная Б.А. Федоришиным, преобразованная и приобщенная к заикающимся детям;

методика диагностики "помех" в установлении эмоциональных контактов В.В. Бойко.

Учитывая особенности заикающихся детей и их речевой дефект, исследование проводилось в четыре этапа:

I этап – адаптивный – детям дана была возможность привыкнуть к экспериментатору, принимать его за «своего». На данном этапе проводилось лишь пассивное наблюдение за детьми на занятиях и в повседневной деятельности, а также анализ медицинских карточек;

II этап – индивидуального подхода – суть этапа заключалась в проведении индивидуальных бесед с учетом предрасположенности детей к экспериментатору;

III этап – коллективный – проводились выбранные методики;

IV этап – аналитический – анализ полученных результатов, определение экспериментальной и контрольной групп, составление программы формирующего эксперимента.

Эмпирическая база исследования: десять детей младшего школьного возраста с заиканием. Характеристика детей представлена в таблице 4.

Таблица 4 Анализ медицинских карт детей 8-9 лет с заиканием

Имя ребенка, возраст, год рождения

Анамнестические данные

Настя, 8 лет, 1998г.

Заикание невротическое. Раннее речевое развитие. Двуязычная среда.

Артикуляционный аппарат в норме, патологий нет. Судороги длительные, тонические, наблюдаются в начале фраз.

Александр, 9 лет, 1998г.

Заикание невротическое. Речевое развитие в соответствии с нормой. Русскоязычная среда.

Артикуляционный аппарат в норме, патологий нет. Заикание обусловлено психологической травмой (развод родителей). Судороги кратковременные, частые, смешанные, наблюдаются в начале фраз.

Андрей, 9 лет, 1998г.

Заикание неврозоподобное, связанное с повышенным тонусом мышц языка. Речевое развитие замедленное, часто отклоняется от общения. Русскоязычная среда.

Артикуляционный аппарат в норме.

Судороги смешанные, не частые, может контролировать свою речь.

Костя, 8 лет, 1998г.

Заикание невротическое. Речевое развитие раннее. Двуязычная среда.

Нарушенное звукопроизношение (искажение звука «р»), в речи пропускает некоторые слоги. Судороги частые, длительные, клонические, появляются в зависимости от ситуации общения.

Света, 9 лет, 1998г.

Неврозоподобное заикание (наследственная предрасположенность). Речь развита в соответствии с нормой. Русскоязычная среда.

Артикуляция в норме, звукопроизношение не нарушено. Судороги длительные, смешанные, не частые. Может следить за своей речью. Судороги проявляются во время волнительных ситуаций, перевозбуждении.

Стас, 9 лет, 1998г.

Неврозоподобное заикание (наследственная предрасположенность). Речь развита в соответствии с нормой. Русскоязычная среда.

Артикуляция в норме, звукопроизношение не нарушено. Судороги длительные, смешанные, не частые. Может следить за своей речью. Судороги проявляются во время волнительных ситуаций, перевозбуждении.

Женя, 8 лет, 1998г.

Невротическое заикание. Гиперактивность. Тахилалия. Раннее речевое развитие. Русскоязычная среда.

Артикуляция в норме, в речи «проглатывает» некоторые слоги.

Судороги длительные, тонические, кратковременные, проявляются в волнительных ситуациях, незнакомой обстановке в начале фраз.

Марина, 8 лет, 1998г.

Заикание невротическое. Речевое развитие раннее. Двуязычная среда.

Нарушенное звукопроизношение (искажение звука «с, з»), в речи пропускает некоторые слоги. Судороги частые, длительные, клонические, появляются в зависимости от ситуации общения.

Лена, 9 лет, 1998г.

Заикание невротическое. Позднее речевое развитие. Двуязычная среда.

Артикуляционный аппарат в норме, патологий нет. Заикание обусловлено психологической травмой (детские страхи). Судороги кратковременные, частые, смешанные, наблюдаются в начале фраз.

Игорь, 9 лет, 1998г.

Заикание невротическое. Речевое развитие раннее. Двуязычная среда.

Артикуляционный аппарат в норме, патологий нет. Заикание обусловлено высокой возбудимостью нервной системы. Судороги кратковременные, частые, смешанные, наблюдаются в начале фраз.

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Основные направления в решении задач социально-педагогической адаптации детей с синдромом раннего детского аутизма в зарубежной практике
В настоящее время существует несколько динамически развивающихся научных систем, определяющих развитие коррекционных подходов к синдрому раннего детского аутизма. Общим для современных исследователей является признание биологической основы происхождения синдрома. 990). В настоящее время существует ...

Учет возрастных особенностей в развитии творчества
Для того чтобы педагогический процесс протекал результативно, способствовал развитию творческих способностей, необходимо учитывать и тот факт, что дети разного возраста отличаются друг от друга. Другими словами, поскольку педагогический процесс проходит на фоне педагогического общения, следует учес ...

Гуманитарные основы учебного предмета “психология”
преподавание психология учебный предмет Анализируя социокультурные процессы, происходящие в общественном сознании, можно говорить о психологизации общества, которая представляется картиной пестрой, неоднородной. Одна сторона - множество высших учебных заведений, выпускающих специалистов-психологов, ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru