Важнейшее условие полноценного формирования личности

Подробно о педагогике » Влияние обучения на эмоциональное развитие ребенка » Важнейшее условие полноценного формирования личности

Страница 1

Если просмотреть последние норма­тивные документы, многочисленные пе­риодические издания, нетрудно заметить основную мысль: гуманизация как прин­цип перестройки предполагает ориента­цию не только на признание ценностности человека как личности, но и создание реальных условий для расцвета ее ду­ховных сил, начиная с раннего детства. Думается, что принцип гуманизации, а его оборотная сторона — индивидуали­зация, должен стать основополагающим в организации всего педагогического процесса в дошкольном учреждении, поскольку именно гуманизация обязы­вает реализовать личностный потенциал в развитии каждого ребенка.

Режим, общение, игра, учебные заня­тия, труд и другие виды деятельности и педагогически грамотная их органи­зация — это все средства, которые помо­гут раскрыться индивидуальной само­бытности ребенка, самостоятельности личности. Мне могут возразить: в этих утверждениях нет ничего нового, об этом не раз писали и говорили многие педагоги.

Тайна педагогического мастерства — это особым образом организованная деятельность ребенка, помогающая ему усваивать общественный опыт, нравственные нормы на таком уровне, чтобы сделать их собственным мерилом. Но для того чтобы эти психологические посту­латы нашли применение в практике, требуется более совершенная педагоги­ческая технология. Проблема эта по­истине огромна. И здесь мы очень многое упустили. Поэтому как важней­шее условие, способствующее перестрой­ке системы дошкольного воспитания в этом направлении, видим:

— во-первых, необходимость пе­реориентации действий педагога (в соответствии с насущными за­дачами демократизации обществен­ного развития) на личностную на­правленность. В этом плане должна пере­страиваться и система вузовской подго­товки педагогических кадров. Будущим педагогам необходима прикладная пси­хологическая подготовка. Отсюда выте­кает скорейшая разработка принци­пиально новых учебных планов для до­школьных отделений педагогических ин­ститутов. Промедление надолго, затормо­зит и исказит перестройку работы дет­ских дошкольных учреждений. Уже сей­час в ряде случаев вместо комплекс­ной их перестройки имеют место приме­ры выхватывания каких-то звеньев из общей системы и превращение их в уни­версальные направления (скажем, при­общение детей к творчеству посредством нетрадиционной для детского сада дея­тельности или оздоровительная работа с детьми тоже нетрадиционными средст­вами и др.). На данном этапе поиск этих, а может и каких-то иных на­правлений особенно важен. Следует поощрять ценный опыт, но при этом стремиться к комплексной перестройке, избегая ретуширования устаревшего;

— во-вторых, формирование профес­сиональной самостоятельности у педагогов. Мы убеждены: в работе педагога нет места рецептурному натаскиванию, т. е. разработок на все случаи жизни, абстрактных схем, заданий, рекоменда­ций, ориентированных на тот или иной возраст (заметим: вся методическая литература и поныне издается именно в таком виде). Солидная психологиче­ская Подготовка, в том числе и в плане прикладной психологии, обеспечит подготовку будущего педагога к диагности­ческой работе с детьми. Иными слова­ми, обеспечит ориентировку в возраст­ных закономерностях психического раз­вития детей, возможных отклонениях, индивидуально-вариативных особен­ностях и их причинах; умение пользоваться этими знаниями - владеть приемами и методиками диагностики, диагностировать актуальные и потен­циальные возможности развития, орга­низовывать целенаправленную коррекцию развития, а при необходимости кон­троль психолого-педагогическими сред­ствами;

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Коммуникативные способности детей с заиканием
Под коммуникативными способностями следует понимать умение человека порождать речевое высказывание, а именно: выделять мотивы высказывания, речевая интенция (желание говорить), понимание коммуникативной задачи, умение выделять ориентиры ситуации и опознавать их, построение и реализация речевой прог ...

Проблемы в обучении одаренных детей
В определение одаренных детей часто входит положение о необходимости обеспечения для них специальных условий обучения, поскольку их высокие познавательные возможности и потребности часто не находят ответа в традиционной школе, ориентированной главным образом на возраст . Как это ни парадоксально, и ...

Методика преподавания информатики как новый раздел педагогической науки и учебный предмет подготовки учителя информатики
Как новый раздел педагогической науки и учебный предмет подготовки учителя информатики введение в 1985 г. в среднюю школу отдельного общеобразовательного предмета «Основы информатики и вычислительной техники» дало старт формированию новой области педагогической науки, объектом которой является обуч ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru