Организация и методы исследования

Страница 2

Для сбора первичной информации о заикании детей, его характеристиках был проведен анализ анамнестических данных. В ходе данной работы было уточнено: вид заикания, языковая среда, причина заикания, вид, частота, продолжительность судорог, строение артикуляционного аппарата, звукопроизношение, место появления судорог в речи.

Наблюдение проводилось во время занятий заикающихся детей с психологом, во время прогулок, игр и общения с родителями. В ходе наблюдения обращалось внимание на то, как дети выстраивают свое речевое высказывание, степень выраженности заикания, признаки заикания, способы вступления в контакт с окружающими, правильность речи (грамматический строй, лексика, звукопроизношение), реакции в разных речевых ситуациях, степень фиксации ребенка на дефекте, особенности личности, развитость умственных способностей, психических свойств. Также детям дано было время привыкнуть к постороннему человеку (экспериментатору), наладить с ним контакт.

Результаты наблюдения зарегистрированы в "Протоколе наблюдения за детьми с заиканием".

После «принятия» в детский коллектив были проведены индивидуальные беседы с детьми, в ходе которых уточнялись данные, полученные при наблюдении: фиксация на дефекте, сложные речевые ситуации, стремление к общению или избегание его.

Примерные вопросы беседы:

Много ли у тебя друзей, почему?

Легко ли тебе общаться с людьми?

Когда ты испытываешь трудности в общении?

Мешает ли тебе твое заикание, стесняешься ли ты его?

Хотел бы ты избавиться от него?

Что ты делаешь, чтобы другие не заметили, как ты заикаешься?

Данные беседы зафиксированы в «Протоколе беседы с заикающимися детьми» .

Так как наблюдение и беседа являются более субъективными методами обследования и не дают полной картины о коммуникативных способностях, были использованы и методики.

Методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС), разработанная Б.А. Федоришиным предназначена для определения коммуникативности, общительности и умения людей управлять другими, организовывать их на какую-либо деятельность. Она была преобразована и приобщена к заикающимся детям для определения их коммуникативных способностей, умения их общаться с окружающими.

Для проведения методики детям было предложено ответить на вопросы опросника (Приложение 3) и заполнить бланк ответов, пометив свой положительный ответ знаком "плюс", а отрицательный - знаком "минус" (Приложение 5). Обработка данных заключала в себе следующее:

сопоставление ответов с дешифроватором (таблица 4) и подсчет количества совпадений коммуникативным склонностям.

вычисление оценочного коэффициента коммуникативных склонностей как отношения количества совпавших ответов к максимально возможному числу совпадений (20), по формуле:

Кх

Кк= ---------;

20

Полученные данные были сопоставлены со шкальными оценками (таблица 5), вследствие чего был проведен анализ по следующим параметрам:

Оценка "1" - испытуемые характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных склонностей.

Оценка "2" - уровень ниже среднего. Испытуемые стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды, проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.

Оценка "3" - средний уровень. Такие люди стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Эта группа испытуемых нуждается в дальнейшей серьезной и планомерной воспитательной работе по формированию и развитию коммуникативных склонностей.

Оценка "4" - высокий уровень. Испытуемые не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.

Оценка "5" - очень высокий уровень. Испытуемые испытывают потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами, могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать всякие игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребности в коммуникации и организаторской деятельности.

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Гуманитарные основы учебного предмета “психология”
преподавание психология учебный предмет Анализируя социокультурные процессы, происходящие в общественном сознании, можно говорить о психологизации общества, которая представляется картиной пестрой, неоднородной. Одна сторона - множество высших учебных заведений, выпускающих специалистов-психологов, ...

Программа развития образной памяти старших дошкольников средствами игры
Была разработана экспериментальная система работы по развитию образной памяти старших дошкольников с использованием дидактических игр и упражнений. Программа использовалась со всеми детьми, включёнными в эксперимент. Она проводились в групповой форме, реализовывались в форме дидактических игр и упр ...

Методы интерактивного обучения
Классифицировать интерактивные методы можно по их ведущей функции в педагогическом взаимодействии на методы: создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации; организации обмена деятельностями; организации мыследеятельности; организации смыслотворчества; организации рефлексивной деятельно ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru