Заикание существенно отражается на формировании личности. Хронификация этой речевой патологии часто приводит к патологическим формам поведения и сужению рамок социальной адаптации.
По мнению В.Н. Мясищева, личность раскрывается как сложная система отношений, которая развивается в процессе деятельности человека и общения с другими людьми. Речь тесным образом связана с личностью, т.к. важнейшим проявлением языка является его коммуникативная функция, чаще всего реализуемая в диалоговом взаимодействии. Нарушение общения при заикании меняет условия формирования личности, ее сознание и самосознание.
Поэтому реабилитационные воздействия на заикающегося не могут ограничиваться только воспитанием плановой речи. Значительную роль играет воспитание личности.
Цель этого направления реабилитационной работы - развитие у заикающихся социальных взаимоотношений. Детей дошкольного возраста это направление подготавливает к обучению и взаимодействию с учителем и соучениками, к активной общественной деятельности в школе. У подростков и взрослых - это воспитание адекватного отношения к себе, окружающим их лицам и взаимоотношений с ними.
Работа в данном направлении осуществляется с помощью различных психологических, психотерапевтических и коррекционных педагогических воздействий.
Психотерапевтическое направление реабилитационной работы складывается из общей, частной и специальной психотерапии. Психотерапевтические методы воздействия применяются дифференциально, в зависимости от формы заикания и этапа реабилитационной работы.
Общая психотерапия предполагает создание особого положительного эмоционального фона окружающей обстановки, благоприятной для использования приемов частной психотерапии.
Частная психотерапия включает в себя рациональную, суггестивную, тренировочную психотерапию и трудотерапию. Рациональная психотерапия состоит в доступном разъяснении заикающимся сущности их страдания, в воспитании адекватного отношения к речевому дефекту, в возможности их излечения. Рациональная психотерапия проводится индивидуально и коллективно и направляется главным образом на переориентацию личности заикающегося по отношению к своему дефекту как главному фактору, тормозящему реализацию жизненных планов.
Суггестивная психотерапия (термин "суггестия" означает внушение) может проводиться в бодрствующем состоянии или в состоянии дремоты. Заикающимся внушаются мысли о выздоровлении, о возможности плавной речи в любой ситуации и т.д.
Одним из ведущих методов суггестивной психотерапии является аутогенная тренировка, которая направлена на обучение заикающихся навыкам саморегуляции.
Коллективная психотерапия предусматривает лечебное влияние коллектива на каждого члена группы. Она включает специальную работу по устранению отрицательного влияния пациентов друг на друга, оказание помощи заикающимся в утверждении своей роли в коллективе, умении согласовывать свои желания с требованиями коллектива, что в конечном счете ведет к адаптации их к обычным жизненным условиям. Коллективная психотерапия воплощается в таких видах работы, как библиотерапия, трудотерапия, организация соревнований логопедических групп заикающихся по всем разделам обучения и т.д.
Информация о ообразовании:
Особенности управления дошкольным учебным заведением
Управление образовательными учреждениями достаточно полно и четко определено и охарактеризовано в педагогической литературе. Что же касается дошкольного образования, то мы рассматриваем его как часть общей системы образования в России, а, следовательно, все основные положения науки управления, педа ...
Формирование и развитие творческих способностей
В.С. Ротенберг размышляя о творческих способностях человека, отмечает, что «ориентация на творчество может быть воспитана с самых ранних лет и тогда совсем необязательно сужение поля жизненной поисковой активности для того, чтобы субъект из всех форм самореализации выбрал именно творчество». Как ос ...
Экспериментально- опытная работа
Цель: - выявить уровень развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраст; В виду того, что не существует методики которая могла бы наиболее точно определить уровень познавательного интереса у каждого ученика, мы опряделяли его исходя из беседы с учителем, наблюдений за учениками ...