Методы развития коммуникативных способностей у детей с заиканием

Подробно о педагогике » Развитие коммуникативных способностей заикающихся детей на основе сказкотерапии » Методы развития коммуникативных способностей у детей с заиканием

Страница 1

Заикание существенно отражается на формировании личности. Хронификация этой речевой патологии часто приводит к патологическим формам поведения и сужению рамок социальной адаптации.

По мнению В.Н. Мясищева, личность раскрывается как сложная система отношений, которая развивается в процессе деятельности человека и общения с другими людьми. Речь тесным образом связана с личностью, т.к. важнейшим проявлением языка является его коммуникативная функция, чаще всего реализуемая в диалоговом взаимодействии. Нарушение общения при заикании меняет условия формирования личности, ее сознание и самосознание.

Поэтому реабилитационные воздействия на заикающегося не могут ограничиваться только воспитанием плановой речи. Значительную роль играет воспитание личности.

Цель этого направления реабилитационной работы - развитие у заикающихся социальных взаимоотношений. Детей дошкольного возраста это направление подготавливает к обучению и взаимодействию с учителем и соучениками, к активной общественной деятельности в школе. У подростков и взрослых - это воспитание адекватного отношения к себе, окружающим их лицам и взаимоотношений с ними.

Работа в данном направлении осуществляется с помощью различных психологических, психотерапевтических и коррекционных педагогических воздействий.

Психотерапевтическое направление реабилитационной работы складывается из общей, частной и специальной психотерапии. Психотерапевтические методы воздействия применяются дифференциально, в зависимости от формы заикания и этапа реабилитационной работы.

Общая психотерапия предполагает создание особого положительного эмоционального фона окружающей обстановки, благоприятной для использования приемов частной психотерапии.

Частная психотерапия включает в себя рациональную, суггестивную, тренировочную психотерапию и трудотерапию. Рациональная психотерапия состоит в доступном разъяснении заикающимся сущности их страдания, в воспитании адекватного отношения к речевому дефекту, в возможности их излечения. Рациональная психотерапия проводится индивидуально и коллективно и направляется главным образом на переориентацию личности заикающегося по отношению к своему дефекту как главному фактору, тормозящему реализацию жизненных планов.

Суггестивная психотерапия (термин "суггестия" означает внушение) может проводиться в бодрствующем состоянии или в состоянии дремоты. Заикающимся внушаются мысли о выздоровлении, о возможности плавной речи в любой ситуации и т.д.

Одним из ведущих методов суггестивной психотерапии является аутогенная тренировка, которая направлена на обучение заикающихся навыкам саморегуляции.

Коллективная психотерапия предусматривает лечебное влияние коллектива на каждого члена группы. Она включает специальную работу по устранению отрицательного влияния пациентов друг на друга, оказание помощи заикающимся в утверждении своей роли в коллективе, умении согласовывать свои желания с требованиями коллектива, что в конечном счете ведет к адаптации их к обычным жизненным условиям. Коллективная психотерапия воплощается в таких видах работы, как библиотерапия, трудотерапия, организация соревнований логопедических групп заикающихся по всем разделам обучения и т.д.

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Методика использования литературных произведений в процессе ознакомления с природой на занятиях и в повседневной жизни с детьми группы «почемучки»
Если педагог хочет использовать в работе с детьми художественную литературу природоведческого характера, а без нее нельзя обойтись при знакомстве детей с природой, необходимо придерживаться методики использования литературных произведений. Прежде всего, педагог должен определить цель, для которой о ...

Основные формы и направления музейной педагогики
Сегодня перед музеями нашей области, как и перед музеями всей страны в целом стоит одна из важнейших проблем - проблема привлечения посетителей. Каждый музей ищет свои способы ее решения. Государственные музеи пытаются решить эту проблему путем внедрения музейно-педагогических программ, ориентируяс ...

Исторические особенности и этапы развития общественного дошкольного воспитания в Крыму
Особенностью развития украинской истории дошкольного воспитания и, соответственно, становления теории и практики дошкольного воспитания в Крыму является то, что проблема формировалась не в сфере специфического национального ареала, а через опыт и ценности традиций других культур, а именно дошкольно ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru