Организация деятельности преподавателя психологии

Подробно о педагогике » Обучение и развитие в школе и ВУЗе » Организация деятельности преподавателя психологии

Страница 1

Преподаватель психологии, как правило, выполняет три ви­да деятельности: обучающую, научно-методическую и исследо­вательскую.

Обучающая (дидактическая) деятельность направлена на обеспечение усвоения студентами системы научных понятий и методов науки.

Для обеспечения этой цели преподаватель проводит боль­шую подготовительную работу:

знакомится с учебно-методической литературой (учеб­ным планом, Государственным образовательным стан­дартом, программой курса, учебниками, специальными методическими пособиями по данному курсу и др.); планирует учебный курс в соответствии с количеством отведенных часов и составляет календарный план; осуществляет планирование и подготовку лекций, практи­ческих и семинарских занятий, отчетностей и самостоя­тельной работы студентов. Целесообразно составлять полный план, включающий все структурные единицы, и на весь срок обучения. Только тогда преподаватель может ориентироваться в материале как целостном объекте; готовит конспекты занятий

После прочитанной лекции (любого занятия) целесообразно провести рефлексивный анализ (отметить удачи и промахи).

Целью научно-методической деятельности преподавателя является овладение методами обучения и их совершенствование.

Преподаватель психологии на современном этапе развития школы вообще, а вузовской в частности, вынужден обладать способностью легко и быстро осваивать новые курсы и дисциплины. Многообразие различного рода школ, которые готовят психологов, не позволяет работать по единой учебной программе. Поэтому преподаватель психологии вынужден составлять такие программы самостоятельно в соответствии с особенностями школы, вуза, отделения, количества отведенных часов.

Прежде чем приступить к составлению учебной программы курса, следует выяснить: цели и необходимость курса, особенности аудитории, возможности реализации (место, время, состав преподавателей и др.).

На следующем этапе разрабатывается содержание курса. Формулируется название, определяется продолжительность в учебных часах.

Затем планируются разделы курса, а каждый раздел разбивается на темы. Программа теоретического курса может сопровождаться практикумом (если он не предполагается как самостоятельный курс). В этом случае практикум планируется к каждой теме. Это могут быть психотехнические игры, упражнения, тренинги, практикум по диагностике и т.д.

В программе к каждой теме подбирается литература.

Программа может сопровождаться краткими методическими советами с указанием целесообразных форм подачи материала, типичных ошибок.

Подготовка к занятиям начинается с составления учебно - тематического плана. Весь учебный материал разбивается на порции соответственно отведенным часам и видам занятий (лекции и практические). Целесообразно разбивку делать по два часа (пара). Это позволяет рационально спланировать время.

Учебно-тематический план сначала составляется в расчете на дневное отделение. На его основе конструируются планы вечернего и заочного отделений. Содержание плана дневного отделения должно полностью входить в эти планы с той только разницей, что некоторые темы выносятся на самостоятельное изучение.

Составление всего учебно-тематического плана (на семестр или даже учебный год) позволяет преподавателю подготовить не только аудиторный материал, но и продумать задания для самостоятельной работы, заранее предъявить студентам свои требования к их выполнению, указать сроки отчетности и дать необходимые консультации.

После того как учебно-тематический план готов, можно приступить к разработке конкретных тем. Прежде всего необходимо ознакомиться с изложением каждой темы в 2-З учебниках и других источниках.

Учебные задачи в преподавании психологии

Понятие «задача» широко используется в психологической науке.

Задача - это знаковая модель какой-то прошлой проблемной ситуации. Если в этой ситуации выделить условия и искомые, то она превращается в задачу.

Учебной задачей будем называть задачу, специально по­добранную или сконструированную для целей обучения.

Задание понимается нами как требование выполнить какое-то действие. У задания менее строгая, чем у задачи, логическая формулировка, но требования похожи: ответить на вопрос, вы­полнить какое-то действие и т.д.

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Содержание управленческой деятельности: организация, руководство, управление
В системно-деятельностном подходе выделяется 3 модальности существования управленческой деятельности: Организация (О), Руководство (Р) и Управление (У). Которые работают с разными категориальными содержаниями: категория структуры, категория деятельности и категория процесса. Организуют деятельность ...

Метод консультативного обучения
Чтобы учить студентов поколения пепси, в лексиконе которых отсутствует слово «дисциплина», преподаватель Л. Шуткин из МИРЭА предлагает использовать новую технологию преподавания, которую он назвал методом консультативного обучения. Его вызвала к жизни практика посещения университетских лекций. Она ...

Как выполнить лабораторную работу
Однако не следует забывать, что на экзаменах вам могут достаться вопросы по теме лабораторных занятий. Многие экзаменационные билеты содержат задания по анализу или интерпретации данных теми же приемами, которые вы использовали, обрабатывая результаты лабораторных работ. Старайтесь готовиться к лаб ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru