Коммуникативные способности детей с заиканием

Страница 1

Под коммуникативными способностями следует понимать умение человека порождать речевое высказывание, а именно: выделять мотивы высказывания, речевая интенция (желание говорить), понимание коммуникативной задачи, умение выделять ориентиры ситуации и опознавать их, построение и реализация речевой программы, направленной на достижение коммуникативной цели.

В зависимости от ситуации возникают определенные факторы, мешающие заикающимся детям достигать коммуникативной цели. В ходе исследований было установлено следующее:

нарушение речевой интенции определяется по таким фактам, как характерная поза, невербальные выразительные средства, демонстрирующие нежелание ребенка общаться в этой ситуации и с данным человеком;

нарушение формирования коммуникативной задачи выявляется по наличию уточняющих вопросов со стороны собеседника, частых и длительных пауз, по уходу от темы, интересующей собеседника, по отказу от продолжения речевого общения в зависимости от изменения ситуации или реакции со стороны коммуниканта, а также по эхолалическим ответам;

нарушение лексико-грамматического программирования выражается в неправильном выборе функций, форм речи и речевых средств;

нарушение готовности к речи констатируется по проявлению заикания, возникающим до озвучивания высказывания: тоническим судорогам общей и речевой мускулатуры, эмболофразиям, сопутствующим движениям;

нарушение звукового осуществления внутренней программы определяется по намеренному изменению громкости, темпа, стиля речи; наличию речевых судорог, изменению последовательности и логики высказывания, наличию аграмматизмов, которые не связаны с первичным нарушением лексико-грамматического строя речи.

В зависимости от достижения детьми коммуникативной цели выделяют следующие степени:

цель достигнута - ребенок вступает в общение и его речь понятна собеседнику;

цель достигнута частично - ребенок вступает в общение, но по каким-либо причинам прекращает его или его речевые высказывания лишь частично понятны собеседнику;

цель не достигнута - ребенок не вступает в речевое общение, либо прекращает его в самом начале, либо его речь акустически непонятна коммуниканту.

М.А. Виноградова определяет шесть групп ситуаций, различающихся по степени трудности для заикающихся детей.

I группа - легкие ситуации, в которых большинство заикающихся достигают цели общения. К этой группе относятся ситуации спокойной беседы заикающегося дома с родителями. У детей появляются мотив общения, коммуникативная задача. Они правильно выстраивают речевую программу. Однако по сравнению с нормально говорящими сверстниками у большинства заикающихся детей мотивация, программа и задача примитивны - сообщить где был, что делал и т.д. Высказывания состоят в основном из нераспространенных предложений. Проявлений заикания не наблюдаются. В случае появления сложных мотивов и задач, в звучащей речи отмечаются физические симптомы заикания, которые не мешают правильному восприятию высказывания.

II группа - относительно легкие ситуации, в которых большинство заикающихся в основном достигают цели общения. К этой группе относят: а) спокойная беседа с воспитателем в группе; б) ситуация обвинения родителями; в) общение с продавцом в магазине. В таких ситуациях дети активно, с желанием вступают в общение. На протяжении всего акта коммуникации у них наблюдается высокая речевая интенция, желание достичь коммуникативной цели. Вместе с тем отмечаются и нарушения процесса порождения речевого высказывания. Не все заикающиеся в названных ситуациях достигают цели общения. В акте коммуникации ребенок не всегда правильно выделяет коммуникативную задачу. Это приводит к тому, что рассказы и ответы детей не соответствуют теме, интересующей собеседника. У некоторых заикающихся нарушается построение программы высказывания - выбор функции речи. В результате высказывание становится малопонятным коммуниканту. Во всех ситуациях у большинства заикающихся, которые в основном достигли цели общения, нарушена звуковая реализация высказывания. Судороги в процессе реализации звуковой программы затрудняют акустическое восприятие речи. При этом внутренние (психические) симптомы не проявляются.

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Организация условий физического воспитания детей дошкольного возраста
Физическое воспитание в дошкольных учреждениях – это единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Она одновременно является подсистемой, частью общегосударственной системы физического воспитания, которая помимо у ...

Закономерности формирования звукопроизношения у детей в норме
Речь служит основным средством общения людей. Владея речью, человек может сообщить свои мысли, чувства и желания окружающим, поделиться с ними опытом, согласовать действия. Речь – необходимая основа человеческого мышления, его орудие. Мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аб ...

Особенности эстетического восприятия мира в младшем школьном возрасте
В этом параграфе предметом рассмотрения станут те возрастные особенности, которые присущи младшему школьнику и которые следует учитывать при развитии его эстетического восприятия.В наше время проблема эстетического восприятия, развития личности, формирования, ее эстетической культуры одна из важней ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru