Влияние игры на эмоциональную сферу ребенка

Подробно о педагогике » Влияние обучения на эмоциональное развитие ребенка » Влияние игры на эмоциональную сферу ребенка

Страница 1

Позитивное влияние игры на эмоциональную сферу дошкольников обусловлено ее особыми свойствами (инсцениро­вание движений, характерных для эмоцио­нального состояния героя, воображаемая си­туация и др.). Организуя такие игры - их назвали эмоционально-экспрессивными, - пе­дагог должен учитывать:

• специфику моторного профиля каждой эмоции. В этом случае в контекст игры включается содержание, про­воцирующее детей на демон­страцию эмоционального со­стояния - радости, грусти, страха, удивления и т.д.;

• последовательность в ус­ложнении игр, способов их организации, т.е. разыгрыва­ются игры, предполагающие повторение действий по об­разцу; включающие в себя за­вершение действий, начатых взрослым; провоцирующие к самостоятельным импровиза­циям как с предметами (ре­альными и воображаемыми), так и без предметов;

• последовательность введения составляю­щих экспрессивной стороны эмоций, начиная с компонентов, наиболее подвластных управ­лению и самоконтролю, - жеста, мимики. За­тем включать содержание, побуждающее к вы­разительности речевой интонации, телодви­жений, поз.

Эмпатия как процесс включает в себя четыре компонента: 1) сопереживание - в его основе лежит механизм идентификации (пережива­ние эмоционального состояния другого как собственного) и эмоционального заражения (эмоциональное взаимовлияние); 2) сочувст­вие - ослабление или полное исчезновение идентификации и включение когнитивных компонентов (установление причинно-следст­венных связей, понимание позиции объекта, эмпатии, что связано с уровнем развития цен­ностных ориентации, морального сознания и т.д.); 3) импульс к содействию или внутрен­нее содействие, желание оказать помощь, поддержку; 4) реальное содействие, оказание помощи. Изучение эмпатийной цепочки при­водит к заключению: результативность разрешения эмпатогенных ситуаций зависит от того, овладел ли ребенок механизмом идентифика­ции, умением понимать позиции объекта эмпа­тии, выражать сочувствие и др. Отсюда: разви­тие эмпатии - это многоэтапный процесс. Он включает в себя расширение представлений об эмоциональном состоянии, адекватных и неадекватных способах выражения эмоций в ситуациях «Я и другие»; умения выражать сострада­ние другому конкретными действиями.

В качестве основных методов выделим «иг­ровую драматизацию» (идентификация в рам­ках исполняемой роли, импровизации), «со­здание ситуаций морального выбора», побуждающих проектиро­вать поведение, оценивающее воздействие (способствует осознанию смысла реального действия, развитию эмпатийной чувствитель­ности, закреплению проявления эмоциональ­ной отзывчивости).

Развитие представлений об эмоциях - это прежде всего выражение эмоций в ярких, субъективно окрашенных образах. Они надол­го остаются в памяти ребенка, входят в его жизнь. В силу этого педагогическая работа в группе должна быть направлена на:

• осознание детьми факта возникновения эмоций;

•понимание эмоциональной жизни других, смысла эмоциональных проявлений (причин­но-следственные связи);

•осмысление внешних признаков выраже­ния эмоций - положительных, отрицательных, границ их адекватного проявления;

•расширение словаря эмоциональной лексики, овладение понятиями, соответствующи­ми тому или иному состоянию;

Педагогическая работа в плане развития эмоциональной лексики может осуществляться как путем ее обогащения словами, словосочетаниями, обозначающими различные эмоции, оттенки настроений, т.е. собственно-эмоционально, так и в единстве с развитием эмоциональной экспрессии, представлений об эмоциях, поскольку их невозможно формировать не называя. Вторая сторона содержания эмоционального компонента - опосредованно-эмоциональная - направлена на становление и всемерное обогащение отношения детей к процессу познания, к действиям, деятельности в целом. Условия, которые будут успешно способствовать ее реализации, - это:

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Система работы по развитию слухового восприятия у слабослышащих учащихся
Система развития слухового восприятия слабослышащих старшеклассников включает: Работа по развитию восприятия шепотной речи. Работа над развитием лексико-грамматических категорий. Работа над расширением словаря (терминология). Работа над текстом: художественным, научно-популярным, научным. Специфиче ...

Методика работы социального педагога с родителями
Идеалом, к которому стремится семья, школа все наше общество, является всесторонне развитый человек, образованный, здоровый физически и нравственно, умеющий и любящий трудиться. О роли школы в организации процесса семейного воспитания детей писал А.С.Макаренко: "Семьи бывают хорошие, и семьи б ...

Специфика профессионально деятельности педагога дошкольного образования
Психолого-педагогические характеристики личности и деятельности педагога дошкольного образования изучаются многими авторами. Деятельность педагога дошкольного образования, как отмечает ряд исследователей (И.А.Зимняя, С.Я.Ромашина, А.Н.Орлов, Н.П.Невзорова, М.П.Боброва), многоаспектна, носит стохаст ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru