Коммуникативные способности детей с заиканием

Страница 3

VI группа - крайне трудные ситуации, в которых заикающиеся не достигают цели общения. Эти ситуации являются таковыми для детей, у которых заикание сочетается с общим недоразвитием речи. К этой группе относят ситуации демонстрации знаний. Трудности достижения коммуникативной цели обусловлены задержкой речевого развития, неумением детей построить связный рассказ.

Анализ особенностей достижения коммуникативной цели заикающимися детьми в разных ситуациях доказывает ситуативный характер заикания.

Переживание недостижения цели общения приводит к тому, что заикающиеся идут на разного рода речевые уловки, в их действиях возникают движения, сопутствующие речи, а иногда вырабатывается логофобия.

При хронически текущем заикании практически все заикающиеся используют в речи однообразные, многократно повторяющиеся на протяжении высказывания, семантически опустошенные лексемы типа: да, вот, это самое и т.д. Иногда произносимые звукосочетания могут быть бессмысленными. Такие явления в специальной литературе принято называть эмболофразией, а сами слова - эмболами. Эмболы нередко употребляются перед так называемыми трудными звуками, они могут появляться в конце судороги как "вступление" в плавную речь, заполнять паузы при подборе адекватных по смыслу слов, соответствующих замыслу высказывания. Использование эмболов, как правило, не осознается.

Нередко в речи заикающегося наблюдается подмена труднопроизносимых слов на слова, которые произнести легче, что меняет смысл высказывания.

Речь заикающихся, как правило, сопровождается сопутствующими движениями, которые проявляются у разных людей по-разному: от раздуваний крыльев носа и зажмуривания глаз до сложных движений всем туловищем. Эти движения не носят характера эмоционально-выраженной жестикуляции, сопровождающей речь незаикающихся людей. Часто эти движения насильственны, но могут носить и маскировочный (уловочный) характер.

У большого числа заикающихся, начиная с подросткового возраста, наблюдается патологическая личностная реакция на речевой дефект в виде боязни речевого общения - логофобия. Логофобия включает в себя навязчивые переживания и страх возникновения речевых судорог. Этот страх усиливается в определенных ситуациях, у заикающихся появляется реакция избегания "речевых" ситуаций, наблюдается ограничение общения.

Т.о. можно сделать вывод, что вследствие заикания страдает развитие речи, а именно коммуникативная ее сторона, не достаточно развиваются способности общения. А это в свою очередь накладывает свой отпечаток на общее развитие и становление личности человека.

Страницы: 1 2 3 


Информация о ообразовании:

Тестовая карта коммуникативной деятельности
Чтобы оценить стиль общения человека с аудиторией, рекомендуем заполнить тестовую карту коммуникативной деятельности, разработанную на основе анкеты А.А. Леонтьева. Для этого необходимо выступить в качестве экспертов четырем-пяти лицам, имеющим опыт общения с аудиторией. Каждый эксперт работает нез ...

Подходы к определению стиля педагогического общения
Как отмечает В.А. Толочек, педагогическое общение, в частности, проблема отношений «Учитель-Ученик» была предметом изучения еще в прошлом веке. Так, например, вопрос об установлении сотрудничающего стиля взаимодействия между педагогом и обучаемым ставился еще в 60-е годы XIX века. Наиболее плодотво ...

Как грамотно пользоваться ресурсами Интернет
Не секрет, что сегодня зачастую не нужно идти в библиотеку за информацией, когда под рукой ресурсы Интернет. Но работа только тогда становится творчеством, когда ее пропускают через сито строгого отбора. Ниже представлены рекомендации, которые могут быть вам полезны для грамотного пользования ресур ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru