Коммуникативные способности детей с заиканием

Страница 3

VI группа - крайне трудные ситуации, в которых заикающиеся не достигают цели общения. Эти ситуации являются таковыми для детей, у которых заикание сочетается с общим недоразвитием речи. К этой группе относят ситуации демонстрации знаний. Трудности достижения коммуникативной цели обусловлены задержкой речевого развития, неумением детей построить связный рассказ.

Анализ особенностей достижения коммуникативной цели заикающимися детьми в разных ситуациях доказывает ситуативный характер заикания.

Переживание недостижения цели общения приводит к тому, что заикающиеся идут на разного рода речевые уловки, в их действиях возникают движения, сопутствующие речи, а иногда вырабатывается логофобия.

При хронически текущем заикании практически все заикающиеся используют в речи однообразные, многократно повторяющиеся на протяжении высказывания, семантически опустошенные лексемы типа: да, вот, это самое и т.д. Иногда произносимые звукосочетания могут быть бессмысленными. Такие явления в специальной литературе принято называть эмболофразией, а сами слова - эмболами. Эмболы нередко употребляются перед так называемыми трудными звуками, они могут появляться в конце судороги как "вступление" в плавную речь, заполнять паузы при подборе адекватных по смыслу слов, соответствующих замыслу высказывания. Использование эмболов, как правило, не осознается.

Нередко в речи заикающегося наблюдается подмена труднопроизносимых слов на слова, которые произнести легче, что меняет смысл высказывания.

Речь заикающихся, как правило, сопровождается сопутствующими движениями, которые проявляются у разных людей по-разному: от раздуваний крыльев носа и зажмуривания глаз до сложных движений всем туловищем. Эти движения не носят характера эмоционально-выраженной жестикуляции, сопровождающей речь незаикающихся людей. Часто эти движения насильственны, но могут носить и маскировочный (уловочный) характер.

У большого числа заикающихся, начиная с подросткового возраста, наблюдается патологическая личностная реакция на речевой дефект в виде боязни речевого общения - логофобия. Логофобия включает в себя навязчивые переживания и страх возникновения речевых судорог. Этот страх усиливается в определенных ситуациях, у заикающихся появляется реакция избегания "речевых" ситуаций, наблюдается ограничение общения.

Т.о. можно сделать вывод, что вследствие заикания страдает развитие речи, а именно коммуникативная ее сторона, не достаточно развиваются способности общения. А это в свою очередь накладывает свой отпечаток на общее развитие и становление личности человека.

Страницы: 1 2 3 


Информация о ообразовании:

Факторы развития художественно-творческих способностей
Для развития художественного творчества необходимы определённые условия: а) опыт художественных впечатлений образов искусства; б) некоторые знания, умения в области разных видов художественной деятельности; в) система творческих заданий, направленных на формирование у детей способности создавать но ...

Очистка поваренной соли
Инструкция к работе Вам выдана загрязненная песком соль, и ее нужно сделать чистой. Для работы вам понадобятся: стакан для растворения грязной соли; вода в колбе и чистая колба для фильтрования; стеклянная палочка для размешивания раствора; воронка и бумажный кружок-фильтр; фарфоровая чашка для вып ...

Теоретические подходы к анализу природы человеческих способностей
Делая попытку объективно рассмотреть влияние личности учителя на творческие способности детей, вероятно, следует первоначально уделить внимание отдельным частям общей концепции вопроса. В данном случае необходимо подойти к рассмотрению понятия способностей, а, главное, творческих способностей, личн ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru