Экономическое мышление как педагогическое явление и процесс его формирования

Подробно о педагогике » Экономическое мышление школьников » Экономическое мышление как педагогическое явление и процесс его формирования

Страница 2

Дать единое определение понятию «экономика» достаточно сложно. В своем монументальном труде «История экономического анализа» Й.А. Шумпетер дает лишь содержательное определение, считая, что трудно предложить дефиницию, которая отвечала бы всем требованиям экономистов прошлого и настоящего. В современной России слово «экономикс» стало известно благодаря двухтомному изданию К.Р. Макконнелла и С.Л. Брю «Экономикс: принципы, проблемы, политика», вышедшем в начале 90-х годов ХХ в. Большинство читателей называют этот учебник просто «экономикс». Авторы ставят знак равенства между понятиями «экономикс» и «экономическая наука».

В настоящее время имеется множество определений термина «экономика»: хозяйство, ведущееся в соответствии с определенными законами, правилами, нормами; единый процесс хозяйственный деятельности, не отделимый от политики, религии, морали; наука о богатстве; совокупность производственных отношений, соответствующих данной ступени развития производительных сил общества; определенная совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг; хозяйство района, страны, группы стран или всего мира; научная дисциплина, занимающаяся изучением секторов и отраслей народного хозяйства, а также некоторых условий и элементов производства и т.д. Проанализировав имеющиеся дефиниции понятия «экономика», можно заключить, что единого мнения по этому вопросу среди ученых-обществоведов до сих пор нет. На наш взгляд, сегодня слово экономика имеет три значения: экономика – это наука, изучающая как из имеющихся ограниченных ресурсов произвести все необходимые нам продукты, а затем их распределить для потребления; экономика – это хозяйство в широком смысле этого слова; экономика – это отношения между людьми, которые складываются в процессе хозяйственной жизни.

Единого определения понятия «экономическое воспитание», а также сопряженных с ними терминов «экономическое мышление», «экономическое сознание», «экономическое поведение», «экономическое мировоззрение» в научной литературе также нет. В качестве примеров приведем несколько определений экономического воспитания: «Экономическое воспитание – это передача учащимся опыта планирования, финансирования, учета и распределения продуктов труда» (А.Б. Райзберг); «…экономическое воспитание предполагает прежде всего преодоление всех отрицательных черт житейского, обыденного ненаучного экономического сознания» (Ю.И. Палкин); «экономическое воспитание – систематическое вооружение членов общества экономическими знаниями, формирование у них умений и навыков, потребностей хозяйствования в соответствии с принципами и нормами коммунистической морали (И.В. Гребенников, Л.В. Ковинько); «…экономическое воспитание предполагает выработку у людей заинтересованного подхода к делу, умение не просто экономически грамотно мыслить, а мыслить по государственному, давать общественно значимую оценку тому или иному экономическому явлению, техническому нововведению, своему личному труду и т.п. … оно придает мышлению идейную и практическую направленность» (В.Д. Попов) и др. Таким образом, под экономическим воспитанием понимается систематическое усвоение экономических знаний, формирование у членов общества умений, навыков, потребностей хозяйствования в соответствии с социально-экономическими принципами и нормами, утвердившимися в данном обществе. В этом контексте основной целью экономического воспитания можно считать выработку определенного экономического поведения, позволяющего гражданину быть эффективным потребителем.

Вопросы экономического воспитания как компонента коммунистического воспитания в теоретическом и практическом плане стали особенно интенсивно разрабатываться с начала 60-х годов прошлого столетия. Но его содержание, цели, задачи и методы по сравнению с другими элементами коммунистического воспитания были исследованы недостаточно. Об этом свидетельствует, например, и тот факт, что само понятие «экономическое воспитание» отсутствует в важнейших справочных изданиях, не упоминается во многих учебных пособиях и программах по вопросам коммунистического воспитания. Это сказалось на практике его организации, которая осуществлялась общими мерами. Такое отношение к экономическому воспитанию нередко объясняется тем, что его отождествляли с трудовым и другими видами воспитания. В советской общеобразовательной школе сложилась определенная система экономического воспитания молодого поколения. В нее входило экономическое воспитание в процессе общего политехнического образования, трудового обучения, во внеклассной и внешкольной воспитательной работе с учащимися, в семье. Изучение состояния экономического воспитания в советский период позволило выявить ряд существенных недостатков: низкий уровень готовности старших школьников и выпускников школы к экономической деятельности, подготовки учителей к экономическому воспитанию учащихся, недостаточная экономическая направленность учебно-воспитательного процесса в школе, а также роль школы, семьи и общественности в экономическом воспитании детей и молодежи.

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Особенности цветовосприятия и цветоощущения. Физиологическое, оптическое и эмоциональное воздействие цвета
Вот поблескивающие разноцветием акварельные краски. Они называются медовыми, вкусно пахнут, их даже хочется лизнуть. Вот цветная бумага, из которой можно вырезать квадратики, треугольники, кружки, прямоугольники, овалы. А если наклеить эти фигурки на лист картона, то получится картинка. Вот детали ...

Учет возрастных особенностей в развитии творчества
Для того чтобы педагогический процесс протекал результативно, способствовал развитию творческих способностей, необходимо учитывать и тот факт, что дети разного возраста отличаются друг от друга. Другими словами, поскольку педагогический процесс проходит на фоне педагогического общения, следует учес ...

Занятия по рисованию нетрадиционными техниками, как средство развития творческих способностей
Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возм ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru