Экономическое мышление как педагогическое явление и процесс его формирования

Подробно о педагогике » Экономическое мышление школьников » Экономическое мышление как педагогическое явление и процесс его формирования

Страница 2

Дать единое определение понятию «экономика» достаточно сложно. В своем монументальном труде «История экономического анализа» Й.А. Шумпетер дает лишь содержательное определение, считая, что трудно предложить дефиницию, которая отвечала бы всем требованиям экономистов прошлого и настоящего. В современной России слово «экономикс» стало известно благодаря двухтомному изданию К.Р. Макконнелла и С.Л. Брю «Экономикс: принципы, проблемы, политика», вышедшем в начале 90-х годов ХХ в. Большинство читателей называют этот учебник просто «экономикс». Авторы ставят знак равенства между понятиями «экономикс» и «экономическая наука».

В настоящее время имеется множество определений термина «экономика»: хозяйство, ведущееся в соответствии с определенными законами, правилами, нормами; единый процесс хозяйственный деятельности, не отделимый от политики, религии, морали; наука о богатстве; совокупность производственных отношений, соответствующих данной ступени развития производительных сил общества; определенная совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг; хозяйство района, страны, группы стран или всего мира; научная дисциплина, занимающаяся изучением секторов и отраслей народного хозяйства, а также некоторых условий и элементов производства и т.д. Проанализировав имеющиеся дефиниции понятия «экономика», можно заключить, что единого мнения по этому вопросу среди ученых-обществоведов до сих пор нет. На наш взгляд, сегодня слово экономика имеет три значения: экономика – это наука, изучающая как из имеющихся ограниченных ресурсов произвести все необходимые нам продукты, а затем их распределить для потребления; экономика – это хозяйство в широком смысле этого слова; экономика – это отношения между людьми, которые складываются в процессе хозяйственной жизни.

Единого определения понятия «экономическое воспитание», а также сопряженных с ними терминов «экономическое мышление», «экономическое сознание», «экономическое поведение», «экономическое мировоззрение» в научной литературе также нет. В качестве примеров приведем несколько определений экономического воспитания: «Экономическое воспитание – это передача учащимся опыта планирования, финансирования, учета и распределения продуктов труда» (А.Б. Райзберг); «…экономическое воспитание предполагает прежде всего преодоление всех отрицательных черт житейского, обыденного ненаучного экономического сознания» (Ю.И. Палкин); «экономическое воспитание – систематическое вооружение членов общества экономическими знаниями, формирование у них умений и навыков, потребностей хозяйствования в соответствии с принципами и нормами коммунистической морали (И.В. Гребенников, Л.В. Ковинько); «…экономическое воспитание предполагает выработку у людей заинтересованного подхода к делу, умение не просто экономически грамотно мыслить, а мыслить по государственному, давать общественно значимую оценку тому или иному экономическому явлению, техническому нововведению, своему личному труду и т.п. … оно придает мышлению идейную и практическую направленность» (В.Д. Попов) и др. Таким образом, под экономическим воспитанием понимается систематическое усвоение экономических знаний, формирование у членов общества умений, навыков, потребностей хозяйствования в соответствии с социально-экономическими принципами и нормами, утвердившимися в данном обществе. В этом контексте основной целью экономического воспитания можно считать выработку определенного экономического поведения, позволяющего гражданину быть эффективным потребителем.

Вопросы экономического воспитания как компонента коммунистического воспитания в теоретическом и практическом плане стали особенно интенсивно разрабатываться с начала 60-х годов прошлого столетия. Но его содержание, цели, задачи и методы по сравнению с другими элементами коммунистического воспитания были исследованы недостаточно. Об этом свидетельствует, например, и тот факт, что само понятие «экономическое воспитание» отсутствует в важнейших справочных изданиях, не упоминается во многих учебных пособиях и программах по вопросам коммунистического воспитания. Это сказалось на практике его организации, которая осуществлялась общими мерами. Такое отношение к экономическому воспитанию нередко объясняется тем, что его отождествляли с трудовым и другими видами воспитания. В советской общеобразовательной школе сложилась определенная система экономического воспитания молодого поколения. В нее входило экономическое воспитание в процессе общего политехнического образования, трудового обучения, во внеклассной и внешкольной воспитательной работе с учащимися, в семье. Изучение состояния экономического воспитания в советский период позволило выявить ряд существенных недостатков: низкий уровень готовности старших школьников и выпускников школы к экономической деятельности, подготовки учителей к экономическому воспитанию учащихся, недостаточная экономическая направленность учебно-воспитательного процесса в школе, а также роль школы, семьи и общественности в экономическом воспитании детей и молодежи.

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Как конспектировать лекции
Записи, которые вы делаете на лекциях – один из самых важных источников информации, который вы создаете для себя в процессе учебы. Тем не менее многие относятся к ним лишь как к механической регистрации услышанного, т.е. не обдумывают того, что записывают. Следующие ниже предложения подскажут вам н ...

Роль фонематического восприятия и значимость речевых кинестезий в формировании письменной речи
А.Н. Корнев указывает на то, что необходимой предпосылкой навыка символизации, т.е. буквенного обозначения фонем, является достаточная зрелость фонематического восприятия . Известно, что в русской орфографии выделяются следующие основные принципы правописания: фонетический (фонематический), морфоло ...

Методические рекомендации по разработке и организации семинарского занятия
Семинар является важнейшей формой усвоения знаний. Очевидны три структурные его части: предваряющая (подготовка к занятию), непосредственно сам семинар (обсуждение вопросов темы в группе) и завершающая часть (послесеминарская работа студентов по устранению обнаружившихся пробелов в знаниях). Не тол ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru