Учет возрастных особенностей в развитии творчества

Подробно о педагогике » Влияние личности учителя на творческие способности детей » Учет возрастных особенностей в развитии творчества

Страница 1

Для того чтобы педагогический процесс протекал результативно, способствовал развитию творческих способностей, необходимо учитывать и тот факт, что дети разного возраста отличаются друг от друга. Другими словами, поскольку педагогический процесс проходит на фоне педагогического общения, следует учесть, что у детей разные ожидания по отношению к взрослым. Поэтому возрастной фактор является очень важным при организации работы по формированию у детей творческих способностей.

Примерно до 7 лет взрослый является центром мира детей. Он предстает как особая человеческая личность — это то основное, что побуждает ребенка искать с ним контакт. Взрослый человек — это источник сведений о физическом мире, как компетентный и заинтересованный собеседник. По экспериментальным данным, младшие и средние дошкольники легко понимают вопросы о качествах человека, очень высоко оценивают по этим параметрам взрослого и подмечают свои недостатки в этих отношениях. Этот факт определяет потребность ребенка в уважении со стороны взрослого и обусловливает особую чувствительность дошкольников к той оценке, которую дают им взрослые. Она проявляется в повышенной обидчивости ребенка, в нарушении и даже полном прекращении деятельности после критических замечаний или порицаний, а также в возбуждении и восторге после похвалы. Поэтому проявление творческих способностей на данном возрастном этапе связано полностью с участием взрослого человека, полностью зависит от его оценки. И вместе с тем очень важно то, что именно в данный период появляется тенденция к самостоятельному изготовлению сначала просто каких-то недостающих деталей, а потом самостоятельно задумывать и выполнять оригинальные поделки. Подобное положение мы уже рассмотрели, когда затронули участие воображения в творческом процессе.

Обратимся далее к подростковому возрасту. Школа и учение занимают большое место в жизни подростка, но на ведущие позиции, как считает Д.И. Фельдштейн, выходит не учение, а общественно полезная деятельность, в которой реализуется его потребность в самоопределении, самовыражении, познании взрослыми его активности (участие в спортивных, творческих кружках, секциях и факультативах, посещение студий, участие в молодежных общественных организациях и т.д.). Оценка взрослого попрежнему очень важна. По мнению д.Б. Эльконина, общение на данном этапе — особая деятельность, предметом которой является другой человек, а содержанием — построение взаимоотношений и действований в них. Смена деятельности, развитие общения перестраивают и познавательную, и интеллектуальную сферу подростка. В первую очередь исследователи отмечают уменьшение поглощенности учением, свойственное младшему школьнику. К моменту перехода в среднюю школу дети заметно различаются по многим параметрам, в частности: 1) по отношению к учению — от ответственного до равнодушного, безразличного; 2) по общему развитию — от высокого уровня до весьма ограниченного кругозора и плохого развития речи; З) по объему и прочности знаний (хотя бы в пределах школьной программы); 4) по способам усвоения материала — от умения самостоятельно работать, добывать знание до полного их отсутствия и заучивания материала дословно на память; 5) по умению преодолевать трудности в учебной работе — от упорства до иждивенчества в форме хронического списывания; б) по ширине и глубине познавательных интересов.

Из-за смены типа преподавания (вместо одного учителя появляется несколько) появляется дифференцированное отношение к учителям, и одновременно развиваются средства познания другого человека, формируются новые критерии оценки деятельности и личности взрослого.

Одна группа критериев касается качества преподавания, другая — особенностей отношений учителя к подросткам. Младшие подростки больше ориентируются на вторую группу, старшие ценят учителей знающих и строгих, но справедливых, доброжелательных и тактичных, которые умеют интересно и понятно объяснять материал, в темпе организовывать работу на уроке, вовлечь в нее учащихся и сделать ее максимально продуктивной для всех и каждого. В VI-VII классах дети очень ценят эрудицию учителя, свободное владение предметом, стремление дать дополнительные к учебной программе знания, ценят учителей, у которых время на уроке не тратится зря, и не любит тех, кто отрицательно относится к самостоятельным суждениям учащихся.

Младшие подростки оценивают учебные предметы по отношению к учителю и успеху в его усвоении (по оценкам). С возрастом их все больше привлекает содержание, которое требует самостоятельности, эрудиции. Появляется деление предметов на «интересные» и «неинтересные», «нужные» и «ненужные», что определяется качеством преподавания и формированием профессиональных намерений. Формирование и поддержание интереса к предмету — дело учителя, его мастерства, профессионализма, заинтересованности в передаче знаний.

В подростковом возрасте расширяется и содержание понятия «учение». В него вносится элемент самостоятельного интеллектуального труда, направленного на удовлетворение индивидуальных интеллектуальных потребностей, выходящих за рамки учебной программы. Приобретение знаний для части подростков становится субъективно необходимым и важным для настоящего и подготовки к будущему. Именно в подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с формированием жизненной перспективы и профессиональных намерений, идеалов и самосознания. Учение для многих приобретает личностный смысл и превращается в самообразование.

Страницы: 1 2 3 4


Информация о ообразовании:

Обзор научно-методической литературы по вопросам формирования произносительных умений и навыков у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
Т.Б. Филичева и Г.В. Чиркина пишут, что направление и содержание педагогических исследований речевой патологии у детей определяются принципами их анализа, составляющими метод логопедической науки: 1) принципом развития; 2) принципом системного подхода; 3) принципом рассмотрения речевых нарушений во ...

Темы, затрагиваемые в притчах
евангельский притча духовное воспитание Господь Иисус Христос нередко проповедовал Евангельское учение в форме иносказательных рассказов, для которых брал рассказы из природы или современной общественной жизни. Такие рассказы получили наименование притч. Хотя притчи были известны еще в ветхозаветны ...

Сказкотерапия как метод развития коммуникативных способностей у заикающихся детей
В последнее время термин "сказкотерапия" все чаще посещает специальные и популярные издания. Что же такое "сказкотерапия"? Первое, что приходит на ум – лечение сказками. Знание испокон веков передавалось через притчи, сказки, легенды, мифы. Знание сокровенное, глубинное, не толь ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru