Основные подходы к выделению критериев одаренности, творческих способностей

Подробно о педагогике » Влияние личности учителя на творческие способности детей » Основные подходы к выделению критериев одаренности, творческих способностей

Страница 1

Каким образом выражаются наши творческие способности?

Выделяют следующие уровни способностей: репродуктивный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения, и творческий, обеспечивающий создание нового оригинального. Но следует учитывать, что репродуктивный уровень включает элементы творческого, и наоборот.

Чтобы лучше разобраться в творческой активности разума, обратимся к размышлениям А.Г. Спиркина. Он пишет, что «подлинно научное открытие состоит в том, чтобы найти принципиальное решение еще не решенных задач, еще не раскрытых проблем. Бывает так, что новое есть лишь оригинальная комбинация старых элементов. Творческая мысль та, которая ведет к новым результатам или посредством комбинаций обычных способов, или совершенно новым методом, нарушающим ранее принятые». Он приводит также разграничение, сделанное в свое время И. Кантом, между открытием и изобретением: «открывают то, что существует само по себе, оставаясь неизвестным, например, Колумб открыл Америку. Изобретение есть создание ранее не существовавшего, например порох был изобретен». Далее мы находим следующее, что является важным для нашего исследования. Творческое воображение, фантазия тесно связаны с развитием способности у человека изменять, преобразовывать мир. У фантазии есть свои законы, которые отличаются от законов обычной логики мышления. Сила творческого воображения позволяет человеку взглянуть на примелькавшиеся вещи по-новому и различить в них черты, доселе никем не замеченные. И что самое главное, творческое воображение воспитывается всем ходом жизни человека, усвоением накопленных человечеством сокровищ духовной культуры. Другими словами, в развитии творческого воображения большую роль играет искусство. Именно искусство развивает фантазию и дает большой простор для творческой изобретательности. На роль искусства в развитии творческого воображения указывает Л.С. Выготский. Пытаясь рассмотреть данное развитие на примере рисования, начиная с детского возраста, он отмечает следующее: « . рисование в переходном возрасте не может быть массовым и всеобщим явлением, но и для одаренных детей, и даже для детей, которые не собираются впоследствии быть профессионалами — художниками, рисование имеет огромное культивирующее значение; когда краски и рисунок начинают говорить подростку, он овладевает новым языком, расширяющим его кругозор, углубляющим его чувства и передающим ему на языке образов то, что никаким другим способом не может быть доведено до его сознания»[21,74]. Ведь далеко не случаен тот факт, что великие мыслители и ученые обладают исключительно высокой эстетической культурой. Например, П. Дирак выдвинул идею о существовании протона по соображениям чисто эстетическим.

В научном творчестве, как и в художественном важное место отводится таким понятиям, как остроумие и интуиция.

Остроумие — это творческая мысль, тесно связанная с чувствами и заключающаяся в неожиданном сопоставлении на первый взгляд несопоставимых явлений, во внезапном нахождении чего-то общего в таких фактах, которые отстоят далеко друг от друга по существу

Интуиция — это некое полуинстинктивное сознание и вместе с тем стоящее выше обычного сознания, являющее собой по своей познавательной силе по существу сверхсознание. Она, как бы в одно мгновение, пробегая по частям, по малейшим деталькам объекта, схватывает суть целого. Спиркин А.Г. пишет, что «этот способ мышления нередко окутывают густым туманом мистики и объявляют его бессознательным процессом. Интуиция не составляет особого пути познания, идущего в обход ощущениям, представлениям и мышлению. Она составляет качественно особый вид умозаключения, когда отдельные звенья логической цепи проносятся в сознании более или менее бессознательно, а предельно ясно осознается именно итог мысли — истина».

Признавая большое участие в творческом процессе остроумия и интуиции, следует, однако, с полной уверенностью констатировать, что все талантливые люди, достигшие выдающихся успехов: и Аристотель, и М.В. Ломоносов, и К. Маркс, и Р. Декарт - отличались повышенной склонностью к труду, другими словами, исключительной работоспособностью. Без напряженной умственной деятельности озарения не происходит.

Таким образом, на данном этапе мы можем сделать несколько важных для нас выводов. Во-первых, творческие способности влияют на способность человека прообразовывать окружающую действительность, и это представляет собой особую ценность. Во-вторых, в процессе творения следует выделять такие понятия, как интуиция, остроумие, однако их существование практически невозможно без предварительной умственной работы. В-третьих, развитие творческих способностей часто ставится в прямую зависимость от знакомства с миром искусства. Вместе с тем, напрашивается вывод, что, поскольку искусство создается творческими людьми, то общение, непосредственное общение с подобными людьми, способными культивировать в развивающейся личности новые идеи, развивать воображение, создает благоприятную почву для воспитания творческой личности.

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Детский оздоровительный лагерь, его функции
Современное определение понятия летнего детского лагеря как «детского оздоровительно-образовательного учреждения» в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» объединило возникшее в последнее время многообразие различных форм дополнительного образования в сфере летнего детского от ...

Музыкально-сенсорное развитие дошкольников на основе их интонационного восприятия музыки
Исследования известных ученых, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребенка памяти, мышления, воображения с очень раннего возраста. Не является исключением и возможность раннего развития у детей музыкальных способностей. Есть данные, которые подтверждают факты влияния муз ...

Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений»
Работу целесообразно выполнять после систематизации и обобщения знаний по теме. Она имеет принципиальное значение, так как учащиеся впервые встречаются с новой формой химического эксперимента – экспериментальными задачами, при решении которых должна проявляться их полная самостоятельность в практич ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru