Практической базой исследования является МОУ СОШ №1 города Ишима. В настоящее время в школе проводятся традиционные уроки, на уроках преобладает классический стиль субъектно-объектных отношений, где ученик выступает как объект обучения.
В процессе работы по данной теме были поставлены следующие задачи:
1. определить уровень успеваемости учащихся в начале эксперимента;
3. реализовать основные компоненты дифференцированного подхода как условия личностно-ориентированной технологии обучения, в которой планируется целостный учебно-воспитательный процесс и его результаты;
4. проанализировать результаты проведенного эксперимента.
Практическая значимость исследования заключается в применении дифференцированного подхода личностно-ориентированного обучения для организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе.
В марте 2010 гола был проведен нулевой срез среди учащихся 1 «А» и 1 «Б» классов. Список учащихся приведен в приложении 1. Были получены следующие результаты. В 1 «А» классе из 25 учеников оценку «5» получили 6 учащихся, оценку «4» - 10 учащихся, оценку «3» - 8 учащихся, оценку «2» - 2 учащихся. В 1 «б» классе из 24 учеников оценку «5» получили 7 учащихся, оценку «4» - 10 учащихся, оценку «3» - 7 учащихся. Таким образом, результаты нулевого среза можно представить следующим образом: в 1 «А» классе процент успеваемости составил 92%, процент качества знаний – 64%; в 1 «Б» классе процент успеваемости составил 100%, процент качества знаний – 71%. (Таблица 1)
Таблица 1
Результаты нулевого среза
% успеваемости |
% качества | |
1 «А» |
92 |
64 |
1 «Б» |
100 |
71 |
Проведение нулевого среза позволило выявить в 1 «А» классе более низкие результаты успеваемости и качества усвоения знаний по сравнению с 1 «Б» классом. Таким образом, 1 «А» класс мы определили как экспериментальную группу, 1 «Б» - как контрольную группу.
Для определения особенностей личности младших школьников нами использовались следующие методики: методика «Два дома», «Социометрия» - «Социометрическое исследование структуры взаимоотношений в группе» (Д. Морено).
Эта методика используется для диагностики взаимоотношений детей друг с другом, где каждый ребенок «расселяет» всех детей своей группы, в зависимости от симпатии или антипатии, по двум домам: в красный или в серый.
С помощью этой методики определяются:
1) отношение каждого ребенка ко всем детям группы;
2) представление ребенка о том, нравится ли он сам каждому из детей его группы;
3) каким в действительности является каждый в глазах всех остальных детей;
4) выявляются дети особенно приятные и неприятные для каждого из сверстников, можно также узнать, что именно нравится детям друг в друге, выяснив аргументы ребенка в защиту «распределения по домам» других детей.
Результаты диагностики по данной методике представлены в приложении 3.
Методика «Социометрия» позволяет определить характер взаимоотношений в группе, «социометрический статус» индивида, структуру межличностных связей в группе, персональное положение каждого члена группы в системе межличностных взаимоотношений, уровень благополучия взаимоотношений (УБВ), коэффициент удовлетворенности (КУ) индивида своим положением в группе. Описание методики и бланк социометрического опроса представлены в приложениях 4 и 5.
Информация о ообразовании:
Особенности работы социального педагога с родителями по преодолению
бродяжничества в среде подростков
В ходе индивидуальной работы с подростками, находящимися в группе риска, мы составляли план индивидуальной коррекции, где указывали: 1) что следует устранить; 2) каким образом устранить; 3) меры контроля оценки; 4) на какие позитивные начала можно опереться в работе. Эта работа проводилась поэтапно ...
Исторические аспекты развития социально-педагогической
деятельности в Беларуси и России
История развития практики социальной педагогики у славянских народов (белорусов, русских) корнями уходит в глубокую древность. Уже в период родоплеменных отношений существовали традиции сострадательного отношения к больным, немощным, вдовам, детям. С принятием христианства эти традиции получили сво ...
Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с
дизартрией и легкой степенью дизартрии
«Наиболее частыми речевыми нарушениями у детей с церебральными параличами являются дизартрии…Несмотря на то, что клиническая картина дизартрии в рамках псевдобульбарного синдрома была описана около 100 лет назад , единого определения этой формы речевого нарушения не существует. Одни авторы относят ...