Основные направления в решении задач социально-педагогической адаптации детей с синдромом раннего детского аутизма в отечественной практике

Подробно о педагогике » Социально-педагогическая адаптация детей с синдромом раннего детского аутизма посредством нетрадиционных технологий » Основные направления в решении задач социально-педагогической адаптации детей с синдромом раннего детского аутизма в отечественной практике

Страница 1

В настоящее время в России испытывается острый недостаток практических разработок по социально-бытовой реабилитации, которые позволили бы детям с синдромом раннего детского аутизма адаптироваться в повседневной жизни.

Из отечественных подходов к коррекции аутизма наиболее известна предложенная К.С.Лебединской и О.С.Никольской методика комплексной медико-психолого-педагогической коррекции. В отличие от зарубежных методов большое значение отводится комплексности – постоянному взаимодействию педагогов, психологов и врачей-психиатров. Основные усилия направлены на коррекцию эмоциональной сферы, на эмоциональное тонизирование ребенка. Метод достаточно эффективен при работе с относительно легкими формами раннего детского аутизма, применение его для случаев с глубокими аутистическими расстройствами представляются весьма проблематичными .

Терапевтический подход, разработанный под руководством К.С. Лебединской и О.С. Никольской (1990, 1993), предполагает постоянное взаимодействие специалистов с родителями. В русле этого подхода отработаны способы обучения родителей методам коррекционной работы с аутичным ребенком в игре и ежедневном взаимодействии. Конкретные приемы привлечения внимания ребенка, организации его поведения, обучения навыкам, преодоления нежелательных форм поведения основаны на знании родителей характера нарушения психического развития.

Родители в данной коррекционной системе обучаются способам «эмоционального присоединения» к ребенку, с тем, чтобы, моделируя воздействия среды, помочь ему их осознать, постичь эмоциональный смысл всех происходящих с ним событий. Родители так же, как и специалисты, в данной системе должны выработать у себя определенные навыки, позволяющие им стать для ребенка особым «инструментом», опосредующим его контакт со средой, формирующим способы аффективного взаимодействия с ней. Авторы данного коррекционного подхода считают, что выполнение родителями аутичного ребенка этой особой роли (помимо исполнения ими традиционных родительских ролей) позволяет стимулировать развитие ребенка, добиваться значительного прогресса в его социальной адаптации.

Одним из вариантов обучения аутичных детей в государственных учреждениях образования является создание специальных групп (классов) для аутичных детей в массовых и специальных образовательных учреждениях других типов.

При потенциально сохранном интеллекте и даже определенных способностях, обучение аутичных детей в массовом образовательном учреждении требует специальной психолого-педагогической поддержки. Осуществлять такую поддержку могли бы сами педагоги, но они, как правило, к этому не готовы.

В целом же можно заключить, что такой вариант обучения аутичных детей не только возможен, но и необходим, но его осуществление требует ряда условий:

- опережающей готовности ребенка к школьному обучению в плане академических навыков;

- определенного уровня социальной адаптации, способности к жизни в коллективе;

- психолого-педагогической поддержки специалистов по коррекции синдрома раннего детского аутизма;

- достаточной дефектологической подготовленности учителя массовой школы;

- юридической защищенности аутичного ребенка, обучающегося в массовой (или иной) школе.

Часто за трудностями первого периода приходит положительный результат и удовлетворение, и это тем более ценно и приятно, что во всем мире признано: работа с аутичным ребенком – едва ли не самое сложное, что есть в современной специальной педагогике.

Организационно идеальными считаются развитие и жизнь детей с синдромом раннего детского аутизма в домашних условиях, так как именно семья – «естественная среда существования» для аутичного ребенка. Этот тезис делает работу с родителями чрезвычайно важной.

В качестве одного из компонентов в комплекс реабилитационных мероприятий, проводящихся с аутичными детьми, согласно В.М.Башиной, входит «коррекция и укрепление семьи, привлечение родителей к воспитательной работе с ребенком, обучение приемам работы с ним». М.М. Либлинг отмечает, что семьи, имеющие аутичного ребенка, сталкиваясь с экстраординарными проблемами, испытывают хронический стресс, тяжесть которого зависит от тяжести состояния и возраста ребенка. При этом стресс в большей степени проявляется у матерей, которые, помимо прочего, демонстрируют пониженную самооценку. Воздействие хронического стресса вызывает депрессию, раздражительность, эмоциональную напряженность у матерей.

Страницы: 1 2 3 4 5


Информация о ообразовании:

Опыт применения зарубежных нетрадиционных технологий в работе с аутичными детьми
Согласно проведенным в разных странах эпидемиологическим исследованиям частота раннего детского аутизма составляет 3-6 случаев на 10 тысяч детей, а удовлетворительная социальная адаптация во взрослом возрасте наблюдается менее чем у 30% детей с синдромом раннего детского аутизма [5]. При этом тради ...

Анализ общеобразовательных программ по биологии для 10-11 классов
Конечно, мы учли и образовательные программы, при анализе которых выяснили, что различия между ними может заключаться в порядке изучения разделов и тем. Так, например, по программе предлагаемой автором В.Б. Захаровым раздел «Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле» изучается школьни ...

Технология системы воспитания военнослужащих проходящих службу по контракту
Как показало проведенное исследование, проблема постановки целей воспитания является центральной среди структурных компонентов его системы. Для различных категорий воспитателей первостепенное значение имеет вопрос о том, куда должно идти воспитание, каковы его цели и задачи? Практика показывает, чт ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru