Теоретические основы творческого развития познавательного интереса

Проблема познавательного интереса — одна из актуальных. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой обучения. Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Именно на это должны быть направлены усилия педагогов.

Тяга к творчеству, которая (как и всякая чисто человеческая потребность) является не врождённым качеством, не природным даром, а результатом воспитания (стихийного, незаметного или организованного, очевидного), — эта тяга к творчеству может быть сама обращена в средство педагогического воздействия, в частности, в средство формирования познавательных интересов младших школьников, в средство формирования потребности учиться, получать знания."В своих мыслях, где-то в себе он открывает новый, более чудесный мир. А далее необходимо найти себя в обществе, себя в человеке, себя в мире" - так характеризует В.Леви ступени творчества. Будучи еще детьми, мы начинаем мыслить творчески. Каждая ситуация для нас была новая и требовала нового (творческого) подхода, решения. Однако, постепенно, как замечает Джеральд Ниренберга, "мы становимся ограниченными и забываем, что можем быть творческой личностью. Многие из нас на протяжении своей жизни и далее именно так наследуют установленные стереотипы". В своих исследованиях З.Фрейд также указывал на огромные разграничения между блестящим умом ребенка и тлеющей ментальностью взрослого. По определению Дж. Ниренберга, творческое мышление - это "познание чего-то нового. Оно является составной частью человеческого интеллекта". Существуют разные толкования творчества. Доктор Эдвард Лэнд описывает ее как "внезапный отступ глупости", а доктор Маргарет Мид, считает, что человек работает, конструирует или выдумывает что-то новое для себя, можно сказать, что совершает акт творчества. Философия предвидит, что внутренний мир человека составляет то, что он развил и усовершенствовал в себе: качества активнодействующих способностей. Словарь трактует творчество как деятельность, которая рождает что-то новое, чего никогда не было. Психологи рассматривают творчество как высокий уровень логического мышления, которое является толчком к деятельности, "результатом которой есть созданные материальные и духовные ценности".Определению понятия творческой личности в философской, педагогической и психологической литературе уделяется большое внимание (В.И.Андреев, Д.Б.Богоявленская, Р.М.Грановская, А.З. Зак, В.Я. Кан-Калик, Н.В. Кичук, Н.В.Кузьмина, А.Н.Лук, С.О.Сысоева, В.А.Цапок и другие). Большинство авторов соглашаются с тем, что творческая личность - это индивид, который владеет высоким уровнем знаний, имеет стремление к новому, оригинальному. Для творческой личности творческая деятельность является жизненной потребностью, а творческий стиль поведения - наиболее характерный. Главным показателем творческой личности, ее наиболее главным признаком считают наличие творческих способностей, которые рассматриваются как индивидуально-психологические способности человека, отвечающие требованиям творческой деятельности и являются условием ее успешного выполнения. Творческие способности связаны с созданием нового, оригинального продукта, с поиском новых средств деятельности. Н.В.Кичук определяет творческую личность через ее интеллектуальную активность, творческое мышление и творческий потенциал. Следует обратить внимание на то, что в психолого-педагогической литературе рядом с термином "творческая личность" находится термин "креативная личность". Наиболее удачный подход к этому определению предложила С.О.Сысоева. Под креативной личностью следует понимать такую, которая имеет внутренние предусловия (личностные задатки, нейрофизиологические задатки), которые обеспечивают ее творческую активность, то есть не стимулированную внешне поисковую активность не всегда является продуктивной. Продуктивную творческую активность называем творческой деятельностью, то есть таким творческим процессом, вследствие которого возникает новое движение. Творческая личность - это креативная личность, которая впоследствии влияния внешних факторов приобрела необходимых для актуализации творческого потенциала человека дополнительных мотивов, личностных задатков, способностей, которые влияют достижению творческих результатов в одном или нескольких видах творческой деятельности. Каждый человек должен усовершенствовать навыки творческого мышления и руководить или, чтоб полностью использовать возможность процесса творчества.


Информация о ообразовании:

Использование на уроках трудового обучения по профилю «Цветоводство», элементов проектной деятельности, вовлечение учащихся с разными уровнями подготовки в коллективную работу
Работая педагогом трудовой деятельности по профилю «Цветоводство и декоративное садоводство» в коррекционной школе, где очень много проблемных детей, не только с умственной отсталостью, но и девиантным поведением. Создавать мотивацию для них очень трудно, но возможно. Так для учащихся 7-8 классов, ...

Понятие «Педагогический менеджмент»
На данном этапе развития ОУ решение сложнейшей проблемы управления учебно-познавательным процессом сдерживается рядом объективных и субъективных причин и противоречий: • пока недостаточной интеграцией усилий и взаимодействий учителей, школьного практического психолога, социального педагога, замести ...

Проектирование методики структурирования комбинированных уроков по экономике для учащихся 11 класса
Критерии отбора методики: 1. Доступность изложения методики с четкими этапами ее выполнения; 2. Наличие в методике критериев оценки изученного материала. Представленные в первой главе методики комбинированных уроков доступны по изложению. Однако, они не предусматривают рассмотрения комбинированных ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru