Приводим некоторые отрывки из этих писем.
«Милая мама, ты никогда не понимаешь меня и я тебя – в некоторых вопросах. Я бы хотела чуточку больше твоего внимания .»
«… Мне уже 15 лет, а с мамой мы еще ни разу не говорили по душам. Я бы даже рассказала все, что меня волнует, любой другой женщине».
«… Вечером родители только и успевают спросить: «Как дела в школе?» А нам на этот вопрос надоело отвечать и кажется, что родителей больше ничего не интересует. Мы часто, поэтому не понимаем родителей, а родители нас…»
«… Мои дорогие родители, хватить меня опекать. Я уже взрослый. Мне надоели ваши сюсюканья. Дайте мне свободу…»
Нарушения контакта родителей с подростком проявляются и в иных характерных формах. Довольно распространено непоследовательное поведение взрослых.
Так, подростки, склонные к бродяжничеству на вопрос «как обычно конфликты с родителями разрешаются?» не первое место ставят ответ: «родители быстро забывают свои требования». Нередко родители общение с подростками воспринимают как нагрузку, время от времени принимаются за «правильное» воспитание, требуют объяснений, кричат и т.п. Контакты таких родителей с трудными подростками носят случайный, эпизодический характер.
Характерно, что родители подростков, находящихся в «группе риска», отмечают пренебрежительное отношение к их мнению, противодействие к их контролю. По данным нашего исследования 52% подростков ответили, что дома их стремятся чему-то научить, 74% школьников – что в семье не следят за их свободным временем. Совместно с родителями проводят свободное время лишь 27% подростков, стараются быть дома как можно реже с родителями – 21%. А ведь именно досуговые занятия семьи располагают широкими возможностями для реализации внутрисемейного общения. По данным анкетирования, более 57% несовершеннолетних не ориентированы на проведение свободного времени с родителями. Большая часть подростков считают, что их родители слишком заняты и что интересы взрослых и молодежи различны. Проблема дефицита свободного времени у родителей стоит на первом месте среди причин, затрудняющих процесс воспитания.
Опрос родителей учащихся 8-9 классов о средствах, применяемых ими в общении со своими детьми, показал следующее (таблица 1):
Таблица 1. Средства взаимодействия в системе «родитель-подросток»
№п/п |
Средство |
процент применения |
1. |
Моральное воздействие, разговор, беседа |
82% |
2. |
Лишение удовольствий |
20% |
3. |
Запрещение встречаться с друзьями |
10% |
4. |
Физическое наказание |
5% |
5. |
Лишение денежной дотации |
2% |
Как видим, запас средств, применяемых родителями невелик. В этой связи считаем важным, чтобы побуждать родителей к самообразованию. В школах должно стать традицией проводить конференции отцов и матерей по обмену опытом воспитания. Это заставило бы родителей обращаться к источникам педагогической литературы, осмыслять факты и явления, думать о своих воспитательных воздействиях.
Важно привлекать родителей к проведению воспитательных мероприятий, к работе кружков, клубов.
Как известно, у подростков «группы риска» нарушена сфера общения. Они не умеют красиво общаться, порой не знают, куда себя деть. Для перевоспитания важное значение имеет разумная организация общения со взрослыми и другими подростками помогает высвободить трудных учащихся из-под влияния уличных компаний.
Информация о ообразовании:
Глобальная сеть Интернет – одно из новых направлений методики обучения
иностранным языкам
Одним из наиболее революционных достижений за последние десятилетия, которое значительно повлияло на образовательный процесс во всем мире, стало создание всемирной компьютерной сети, получившей название Интернет, что буквально означает "международная сеть" (англ, international net). Испол ...
Развитие познавательного интереса на уроках немецкого языка
В зависимости от уровня развития познавательного интереса, от целей его формирования выбираются средства развития. Первые цели (для учащихся со слабым уровнем развития интереса) направлены на развитие интереса содержанием (материал урока, система уроков). Здесь важно добиться одновременности усвоен ...
Система развития внимания у дошкольников с ОНР
По итогам проведенного эксперимента с изучением продуктивности, устойчивости, переключаемости и объема внимания у дошкольников с ОНР наблюдается устойчивый низкий показатель. При рассмотрении результата теста "Запомни и расставь точки", определяющим объем внимания, у 75% дошкольников (Мар ...