Развитие познавательного интереса на уроках немецкого языка

Страница 1

В зависимости от уровня развития познавательного интереса, от целей его формирования выбираются средства развития.

Первые цели (для учащихся со слабым уровнем развития интереса) направлены на развитие интереса содержанием (материал урока, система уроков). Здесь важно добиться одновременности усвоения знаний и формирование положительного отношения к этим знаниям, переводя интерес от простых элементов к более сложным.

Вторые цели направлены на развитие интереса учащихся к познавательному процессу, к способам получения знаний, к приобретению новых умений, к применению знаний. На этом этапе существуют наибольшие возможности для приобщения учащихся к самоуправлению познавательной деятельностью.

На основе решения вторых целей ставятся еще более сложные цели воспитания у учащихся интереса к решению проблем, к поиску, к творческой деятельности. Здесь важно не замкнуть интерес на индивидуальной работе, а вывести его в коллективную деятельность учащихся.В такой последовательной деятельности познавательный интерес приобретает особенности качества личности. Полифункциональность интереса привела к накоплению в опыте работы множества приемов его развития, к созданию различных учебных ситуаций. Чтобы эти приемы укладывались процесс развития интересов, необходимо определить основную стратегию в формировании познавательных интересов учащихся, на основе ее применять многие тактические варианты, приемы.

Стратегия развития интересов учащихся основывается на обязательных положениях:

Воспитание познавательного интереса в учебно-воспитательном процессе должно содействовать развитию стержневых качеств личности, воспитанию личности в целом.

Целостный процесс формирования познавательных интересов должен включать многообразие деятельностей, адекватных системе отношений к миру.

В учебно-воспитательном процессе интенсифицировать те виды деятельности, которые более соответствуют склонностям, способностям учащихся.

Постоянное расширение сферы интересов развивает ситуации его проявления.

Обеспечение “выхода” интереса каждого учащегося в коллективную деятельность.

Обеспечение успеха в познавательной деятельности.

Познавательный интерес всегда предметен. Объектом может стать содержание любой учебной дисциплины (задача каждого из предметников привлечь внимание на свою дисциплину). Содержание любого предмета будет встречено учащимися с интересом, если их познакомили с наилучшими особенностями материала. Многие исследователи выявили те особенности, которые определяют содержание материала как объективно интересное. Наиболее полно эти критерии выделены в работах Г.И.Щукиной: новизна материала, раскрытие в материале основных идей предмета, наличие в предмете исторических сведений, практическое применение материала, занимательность в материале, значимость материала для учащихся, межпредметные связи в изучаемом материале [7]. Изменение статуса иностранного языка в системе образования повлияло на перестановку приоритетов в работе учителей иностранного языка. Задача учителя иностранного языка, в соответствии с новыми целевыми установками, заключается в обеспечении условий для приобщения личности, обучающегося к иноязычной культуре и подготовке его к эффективному участию в диалоге культур. В современных условиях преподаватель должен взять на себя функцию транслятора и интерпретатора иноязычной культуры. На бытовом уровне, у обучающихся, уже существует понимание того, что человечество не является единым социальным коллективом, и что родная культура обладает своей национальной спецификой. Однако знания учащихся о жизни и культуре иного народа представляют собой, как правило, отрывочные сведения из различных областей и не создают объективной, полноценной картины иноязычного общества, его ценностей, моральных установок, особенностей социокультурного поведения. Таким образом, овладение иностранным языком неразрывно связано с сознанием приобщением ученика к иноязычной культуре, которая предполагает не только усвоение культурологических знаний, но и формирование способности и готовности понять и принять культуру носителей изучаемого языка. При организации учебного процесса в соответствии с новыми целями обучения учителю следует исходить из того, что отношение к культуре изучаемого языка должно строиться на эмоционально-личностной основе и предмет обсуждения должен затрагивать проблемы, актуальные не только для носителей изучаемой культуры, но и релевантные для самих обучающихся. Непонимание или отсутствие интереса к какой-то отдельно взятой теме могут быть перенесены на всю иноязычную культуру в целом. Поэтому для развития поликультурной личности, предупреждения культурных предрассудков целесообразно использовать такой материал, который наиболее ярко и полно проиллюстрирует своеобразие культуры данного народа, отличия или сходства с фактами родной культуры.

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Специфика постановки звуков при дизартрии
Логопедический массаж нормализует мышечный тонус, ослабляет гиперкинезы, нормализует речевое дыхание. Выбор приемов логопедического массажа проводится дифференцированно, в зависимости от состояния и тонуса речевой мускулатуры (В.А. Ковшиков, И.В. Блыскина). При гипертонусе, спастичности мускулатуры ...

Проблемы социально-педагогической адаптации детей с синдромом раннего детского аутизма
Одной из наиболее трудно адаптируемых групп детей с тяжелыми психическими заболеваниями являются дети с синдромом раннего детского аутизма. Этот термин приобрел международную известность всего около пятидесяти лет назад и в общих чертах характеризуется как состояние патологически глубокой погруженн ...

Особенности воспитательной работы с военнослужащими, проходящими службу по контракту
Сегодня объективно выделяется особая категория военнослужащих – военнослужащие-контрактники. Анализ состояния воспитательной работы в частях и подразделениях показывает, что контрактник - это не тот военнослужащий по призыву, с которым ранее уже проводилась воспитательная работа. Контрактник требуе ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru