Исследование самооценки одаренных детей

Страница 1

Особенности личности проявляются не только в отношениях с другими детьми но и отношением к себе. Поэтому следующим этапом нашего исследования сало выявление особенностей самооценки одаренных детей.

Методика «Лесенка»

Ребенку показывают нарисованную на бумаге лесенку с семью ступеньками, где средняя ступенька имеет вид площадки, и объясняют задание (рис. Приложение).

Инструкция: «Если всех детей рассадить на этой лестнице, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему».

Для того чтобы легче было выполнять задание, предлагают поместить на ту или иную ступеньку карточку с изображением мальчика или девочки (в зависимости от пола ребенка).

После того как ребенок сделает пометку, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама (воспитательница, учительница)».

Используется стандартный набор характеристик: «хороший – плохой», «добрый – злой», «умный – глупый», «сильный – слабый», «смелый – трусливый», «самый старательный – самый небрежный». Количество характеристик можно сократить.

В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор. Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.

Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять. Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю». Дети с задержкой развития не понимают и не принимают это задание, действуют наобум.

Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям младшего и среднего дошкольного возраста: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия.

Данные, полученные в ходе этого обследования, занесены в таблицу №2.3.

Уровни самооценки одаренных детей

Ф.И.О.

Тип самооценки

Неадекватно завышенная

Завышенная

адекватная

заниженная

1 Саша Н.

Х

2 Коля Б.

Х

3 Ира А.

Х

4 Алеша Б.

Х

5 Вика. К.

Х

6 Женя О.

Х

7 Лена Е.

Х

8 Антон П.

Х

9 Марина Ч.

Х

10 Лиля К.

Х

11 Наташа. Л.

Х

12 Денис Д.

Х

13 Иван Ж.

Х

14 Алесей. Ш.

Х

15 Николай К.

Х

16 Ира. М.

Х

17 Марина Ч.

Х

18 Галина С.

Х

19 Женя П.

Х

20 Роман Р.

Х

Итог

2

3

5

10

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Естественные психологические потребности ребенка
По мере расширения сферы общения дети испыты­вают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Ребенок должен научиться преодолевать ситуативные эмоции, управлять чувствами. Сделать это позволяют сказка и игра. Они помогают, например, справиться со ст ...

План - конспект урока на тему: "Башкирский народный костюм"
Тема : "Башкирский народный костюм". Цель:Выполнить поисковую работу в цвете, Задачи: а)Формирование художественной культуры, где традиции республики Башкортостан представлены как неотъемлемая часть духовной культуры России, возрождение в школьниках чувства национального самосознания, зна ...

Понятие о формах организации обучения
Осуществление обучения требует знания и умелого использования разнообразных форм организации учебного процесса, их постоянного совершенствования и модернизации (обновления). Но что такое форма организации обучения как педагогическая категория и в чем состоит ее сущность? К сожалению, понятие это не ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru