Формы, средства и методы исследования процесса адаптации младших школьников

Подробно о педагогике » Адаптация младших школьников в учебно-воспитательном процессе начальной школы » Формы, средства и методы исследования процесса адаптации младших школьников

Страница 1

Существуют различные методики и методы, которые используют в своей работе воспитатели дошкольных учреждений, учителя начальных классов. Рассмотрим некоторые из них.

Методы диагностической деятельности.

На этапе фронтального изучения в качестве основного метода диагностики школьной зрелости детей, наиболее целесообразно использовать метод педагогического тестирования.

Этот метод позволяет за короткое время продиагностировать всех поступающих в школу детей по такому важному показателю их школьной зрелости, как сформулированность психологических и психофизиологических предпосылок учебной деятельности.

Задания - всего их семь, построены таким образом, что предлагая ребенку привычную и доступную для него деятельность (срисовывание, рисование, раскрашивание), они в совокупности позволяют выявить актуальный уровень развития всех наиболее значимых предпосылок учебной деятельности:

· Регуляторно-динамических (удерживает ли ребенок поставленную перед ним задачу, может ли самостоятельно в соответствии с задачей выбрать нужные средства деятельности, спланировать ее, проверить получившийся результат, найти и исправить ошибки);

· Интеллектуально-перцетивных (способен ли ребенок адекватно воспринять информацию, предъявляемою зрительно и на слух, определить в ней главное, выделить закономерности, осуществить действия классификации и обобщения);

· Психофизиологических (насколько развита у ребенка мелкая моторика руки, кинестическая чувствительность, комбинатфика, координация в системе "глаз-рука").

Каждое задание сопровождается описанием его целевого назначения, условий выполнения, качественной характеристикой типичных уровней выполнения, которые служат критериями оценки выполненных работ.

Выявить уровень звуковой дифференциации воспринимаемого на слух материала, готовность к обучению, связанную со способностью глаза следовать по упорядоченному ряду знаков и с умением ребенка без ошибок этот ряд называть, помогут задания:

1)"Повторение ребенком прохлопанного ритма";

2)"Последовательное называние ("чтения") цветных кружков.

Рассмотрим методы наблюдений

. Значимость наблюдения как метода изучения ребенка трудно переоценить. Систематические, целенаправленные наблюдения, которые могут вести непосредственно и ежедневно общающиеся с ребенком лица - родители, воспитатели дошкольного учреждения, школьные учителя, по свойству многих педагогов представляют собой один из самых надежных и достоверных методов изучения детства. Наблюдения должны быть определенным образом организованы.

Средством организации наблюдений может стать единая программа изучения ребенка на этапе школьного старта, где зафиксированы те важные для школьной жизни стороны развития, на которое должно быть обращено прежде всего внимание наблюдений.

адаптация младший школьник учебный

Наиболее удобной формой организации наблюдений родителей может стать адресованная им анкета. Важно место в оценке школьной зрелости принадлежит и тем направленным наблюдениям, которые осуществляют на этапе вхождения ребенка в школьной жизни учитель.

Основной формой организации учебной работы в школе продолжает оставаться урок. Поэтому наблюдает учитель детей на уроках.

Цели наблюдения учителя могут быть различными. На начальном этапе учитель с их помощью определяет готовность детей к школьному обучению, школьную зрелость. Объектом внимания становится безусловно характеризующие развития личности.

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Методика работы по билингвальным программам
преподавание билингвальный иностранный обучение Среди многообразия обучающих методик особое место занимают специализированные школы, в которых иностранные языки, как правило, английский, французский, немецкий преподаются по углубленной программе со второго класса. В некоторых школах ведется препода ...

Изучение индивидуальных стилей деятельности педагогов, для выявления зависимости его успешности от использования чужого педагогического опыта
С целью выявления зависимости успешности педагогической деятельности от ее индивидуального стиля, мы провели исследования индивидуального стиля деятельности педагогов с помощью методики «Определение вида индивидуального стиля деятельности». (См. приложение 3). Были опрошены: I группа- 7 педагогов, ...

Эффективность разработанной методики
В апреле месяце нами был проведен контрольный эксперимент для оценки результативности проведенной работы. Диагностика проводилась в контрольной и экспериментальной группе. Методика диагностики такая же, как в констатирующем эксперименте. На контрольном эксперименте были поставлены задачи: Выявить у ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru