Понятие «Педагогический менеджмент»

Страница 2

Педагогический менеджмент изучает управление образованием. Образование – это глобальная система, определяющая будущее состояние общества и функционирующая в масштабе всей страны, края, области, города или района.

В качестве субъектов управления в системе образования выступают Министерство образования Российской Федерации, управления образования краев, областей, городов, а также районные отделы образования.

Объектами управления являются различные учебные заведения, которые в свою очередь тоже можно рассматривать как системы. Например, общеобразовательная школа, являясь субъектом управления в рамках системы Министерства образования РФ, сама является сложной социальной системой, в которой можно выделить такие подсистемы, как педагогический процесс, классно-урочная система, система воспитательной работы и др.

Многие особенности педагогического менеджмента определяются спецификой педагогического процесса.

Характерной особенностью педагогического менеджмента является государственное управление образовательными системами.

Для современного педагогического менеджмента в России характерна демократизация управления образованием широкое распространение негосударственных образовательных учреждений.

Педагогический менеджмент основывается на определенных принципах. К числу таких принципов относятся целенаправленность, системность, иерархичность, дисциплина, ответственность, компетентность, стимулирование. Кроме того, важную роль в педагогическом менеджменте играют принцип рационального сочетания централизации и децентрализации и принцип демократизации и гуманизации управления образовательными системами.

Основными функциями педагогического менеджмента являются планирование, контроль и анализ. В рамках этих функций реализуются различные приемы, методы и средства организации и управления педагогическим процессом.

Так, планирование школьного образования осуществляется посредством системы, в которую входят перспективные, годовые и текущие планы. В планированиипедагогического процесса широко используются балансовый и нормативный методы.

Контрольно-аналитические функции включают контроль и анализ.

Контроль подразумевает проверку и подразделяется на предварительный, текущий и заключительный.

Контроль должен соответствовать ряду требований, важнейшими из которых являются систематичность, комплексность, действенность, гласность и экономичность.

В учебном процессе широко используются тематический и фронтальный контроль.

Планирование и контроль базируются на педагогическом анализе, который состоит в изучении состояния педагогического процесса и объективной оценке его результатов, что позволяет выработать рекомендации по совершенствованию управления педагогическими системами.

В процессе педагогического анализа широко применяются приемы и методы системного анализа такие, как декомпозиция, подстановка, сравнение, структуризация целей. В педагогическом анализе используются также, экспертно-аналитический метод и метод главных компонентов.

Все функции управления взаимосвязаны и взаимообусловлены, что детерминирует комплексное использование методов, приемов и средств управления педагогическим процессом

Страницы: 1 2 


Информация о ообразовании:

Программы дополнительного образования, наиболее востребованные детьми и родителями
В 2007-2008 учебном году в школе функционируют 1 танцевальный коллектив, 4 студии, 5 спортивных секций, 15 клубов и 28 кружков с охватом учащихся 186%, позволяющие школьникам удовлетворить свои интересы и потребности в спорте и хореографии, в музыке и живописи, в науке и технике. План дополнительно ...

Социальные аспекты информационных технологий
Важность изучения социальных аспектов ИКТ начала осознаваться в научном сообществе еще в начале 80-х годов XX–го века, когда на повестку дня дальнейшего развития общества выдвинулась проблема его информатизации. Эта проблема активно обсуждалась тогда не только учеными, но также государственными и о ...

Учебные викторины
Одной из нетрадиционных форм обучения является учебная викторина. Она нацеливает учащихся на интерес к математике, развивает их умственные способности, заставляет их мыслить нетрадиционно. Рассмотрим несколько примеров проведения математических викторин в 11 и 5 классах. Математическая викторина 5 ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru