Понятие образования и различные подходы к нему

Подробно о педагогике » Влияние обучения на эмоциональное развитие ребенка » Понятие образования и различные подходы к нему

Страница 1

Образование - сложная педагогическая категория. Изучение образования с позиций философско-методологических взглядов показывает: рассматривать его мож­но как ценность (государственная, общест­венная, личностная), как систему (выстроенность учреждений, различающихся по уров­ню и профилю), как процесс (движение от це­ли к результату), как результат (уровень об­разованности).

В разные исторические эпохи понятие «об­разование» наполнялось разным содержанием. В него вкладывали определенный смысл, свя­занный с социальными ожиданиями, ценност­ными установками общества. На современном этапе развития педагогики признание получи­ли концепции дошкольного образования В.Т. Кудрявцева, В.А. Петровского, В.А. Разум­ного и др. Несмотря на их различия, - речь идет о теоретическом обосновании содержательной и процессуальной сторон, - выделим общие по­ложения. Это ориентация на постижение ре­бенком мира с индивидуальными ценностями, образами, на развитие индивидуально-моти­вированного отношения к окружающему, личностно-избирательной целенаправленности, стиля поведения. На их основе отметим: значи­мость образования заключается - во многом в поддержке и развитии субъективной позиции ребенка. Не степень обученное (знания, уме­ния, навыки) или воспитанности (сформированность качеств личности, привычек поведе­ния и т.д.) определяет эффективность, а уро­вень образованности, что связано с «порожде­нием в ребенке субъекта его незатухающей ис­торической жизни».

Образование с позиции субъектного подхода к ребенку предполагает согласование его с возрастной стадией. Личностные проявления ребенка, воплощены в специфике са­мосознания, действий, поступков, в характер­ных внешних поведенческих образцах. Имен­но личностные проявления служат основани­ем, именно они, создающие сензитивный фон для процесса образования, содержательно связаны с понятиями «психофизиологические особенности детей», «детская субкультура».

К психофизиологическим осо­бенностям детей а) раннего возраста относятся интенсивный темп физического разви­тия, подражательность, сенсомоторная по­требность, повышенная эмоциональность; б) дошкольного возраста - познание окру­жающего через образное мышление и вообра­жение, повышенная двигательная активность, взаимосвязь эмоциональной и сенсорной сфер. Детская суб­культура, по образному определению В.Т. Куд­рявцева, Т.И. Алиевой, представляет собой своего рода «культуру в культуре, живущую по специфическим и самобытным законам».

Феномены детской субкультуры - это особая система ценностей, традиций, это детский пра­вовой кодекс, детский фольклор, словотворче­ство, самобытный способ освоения социаль­ного мира и утверждения в нем.

Основываясь на характеристике понятий «психофизиологические особенности детей» и «детская субкультура», обозначим основные ценности дошкольного возраста: открытость ми­ру, любознательность, сказочно-мифическое мировосприятие, наивность и непосредственность, импульсивность, обостренное чувство справедливости.

Известный отечественный психолог В.В. Зеньковский писал: «Психическая орга­низация детства исключительно прекрасна, и этой красотой и грацией своей детство обяза­но той непосредственности, корень которой лежит в преимущественном развитии эмоцио­нальной сферы».

Доминирова­ние эмоций в восприятии мира и окружающих людей, в осмыслении всего, что окружает, вы­водит эмоциональную сферу ребенка в ранг ба­зовых основ личности, ее «центрального зве­на». Какие бы понятия ни формировали у детей, какие бы потребно­сти и мотивы ни определяли их деятельность, личностно значимыми, устойчивыми, внутрен­не действенными они становятся лишь в том случае, если им удастся войти в сферу эмоци­ональных отношений, закрепиться в ней. Ре­бенок живет эмоциями, руководствуется ими при выборе способов поведения. Эмоции со­провождают его ощущения, практические дей­ствия, регулируют мыслительную деятель­ность, делают окружающий мир многоликим, удивительно прекрасным и значимым. Благо­даря эмоциям детство остается незабываемым периодом жизни. Вспоминая во взрослой жиз­ни далекое прошлое, человек невольно связы­вает детство с определенными эмоционально окрашенными образами явлений природы, со­бытий, любимых игрушек. Ведь неслучайно П.П. Блонский писал: «Воспоминания детства - это всегда воспоминания-чувства и воспо­минания-образы».

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Программы дополнительного образования, наиболее востребованные детьми и родителями
В 2007-2008 учебном году в школе функционируют 1 танцевальный коллектив, 4 студии, 5 спортивных секций, 15 клубов и 28 кружков с охватом учащихся 186%, позволяющие школьникам удовлетворить свои интересы и потребности в спорте и хореографии, в музыке и живописи, в науке и технике. План дополнительно ...

Очистка поваренной соли
Инструкция к работе Вам выдана загрязненная песком соль, и ее нужно сделать чистой. Для работы вам понадобятся: стакан для растворения грязной соли; вода в колбе и чистая колба для фильтрования; стеклянная палочка для размешивания раствора; воронка и бумажный кружок-фильтр; фарфоровая чашка для вып ...

Экспериментальное изучение психолого-педагогических особенностей профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка в ДОУ
Исследование проводилось в 1999-2000 годах на основе экспертного опроса экспериментальной и контрольной группы специалистов в области преподавания иностранного языка. Экспериментальная группа (условно названная группа А) включает в себя всех преподавателей кафедры раннего обучения иностранным языка ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru