Сущность понятия дифференциации

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих её индивидуальность. Личность человека неповторима в своей индивидуальности. Учет в обучении индивидуальных особенностей учащихся является важной психолого-педагогической задачей. В психологии и педагогике существует понятие «индивидуальный подход» - это психолого-педагогический принцип, согласно которому в обучении учитывается индивидуальность каждого ребенка как проявление особенностей его психофизиологической организации в ее неповторимости, своеобразии, уникальности.

Необходимость такого подхода в разные времена отмечали многие ученые-педагоги. Например, В.А. Сухомлинский считал, что в обучении детей «нужны особые меры, необходим тонкий, деликатный индивидуальный подход»

Необходимость учета индивидуальных особенностей учащихся влечет за собой вопрос: как все это осуществить организационно. В аристократической системе домашнего обучения, где обучение было индивидуальным, эта проблема могла возникнуть только в том смысле, способен ли учитель понимать индивидуальные особенности своего ученика. Для современного школьного обучения все гораздо сложнее: учеников много, а учитель один, поэтому очень сложно построить учебный процесс в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ученика. Поэтому очень часто используется такой выход: выделяются отдельные группы учащихся, обучение которых строится по-разному. Каждая группа учеников, имеющая сходные индивидуальные особенности, идет своим путем. В этом случае речь идет о дифференцированном обучении.

Вопрос о дифференциации обучения является традиционной проблемой педагогики. В разное время эту проблему исследовали в своих работах различные авторы: А.А Бударный, З.И. Калмыкова, Е.С. Рабунский, И.Э.Унт, И.М. Чередов, Н.М. Шахмаев, и др. Их исследования показали эффективность и целесообразность дифференцированного обучения. Е.С. Рабунский считает, что «процесс обучения в условиях дифференциации становится максимально приближенным к познавательным потребностям учеников, их индивидуальным возможностям». И.М. Чередов отмечает, что «при дифференцированном обучении создаются оптимальные условия для активной деятельности всех учащихся, обеспечивающие возможность продуктивного усвоения и переработки наибольшего количества информации ».

В настоящее время выделяются два основных типа дифференциации обучения: внешняя дифференциация и внутренняя.

Внешняя дифференциация характеризуется следующим:

§ Созданием однородных групп учащихся по способностям, интересам, склонностям;

§ Организацией в этих группах однородной среды, предметно и социально жестко ориентированной (изучение отдельных предметов, их циклов и т.п.).

Внутренней дифференциации в отличие от внешней присущи следующие черты:

§ Создание смешанных (разнородных) классов, где детей изначально не разделяют по способностям

§ Учет индивидуально - типологических особенностей детей осуществляется в специально созданных группах внутри класса; разделение на группы может быть явным или неявным, состав групп меняется в зависимости от поставленной учебной задачи.


Информация о ообразовании:

Правовая основа организации дополнительного образования детей
Закон Российской Федерации «Об образовании». Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. Общее руководство организацией дополнительного образования детей на уровне школы осуществляет заместитель директора по воспитательной работе Вавкина Е.В. Система управления направлена на ...

Сопровождение развития в образовании
В последнее время в образовании широко распространяется сеть сопровождения развития. Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий условия для принятия оптимальных решений в различных жизненных ситуациях. Методологической предпосылкой сопровождения служит концепция свободного выбора как услов ...

Стили педагогического взаимодействия
Наиболее общая задача педагогической деятельности в образовательном процессе состоит в создании условий для гармоничного развития личности, в подготовке подрастающего поколения к труду и иным формам участия в жизни общества. Она решается организацией личностно развивающей среды, управлением разнооб ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru