В последнее время в образовании широко распространяется сеть сопровождения развития. Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий условия для принятия оптимальных решений в различных жизненных ситуациях. Методологической предпосылкой сопровождения служит концепция свободного выбора как условия развития. Педагогический смысл сопровождения состоит в усилении позитивных факторов развития и нейтрализации негативных, что позволяет соотносить сопровождение с внешними преобразованиями, благоприятными для поддержки, подкрепления внутреннего потенциала субъекта развития.
В основе сопровождения лежит единство четырех функций: диагностики существа возникшей проблемы; информации о существе проблемы и путях ее решения; консультации на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы; первичной помощи на этапе реализации плана решения.
Объектом сопровождения может быть: человек, процесс, система (образовательная, педагогическая, социальная), а само сопровождение — научным, научно-методическим, психологическим, социологическим и др., сопровождать означает оказывать помощь или поддержку. Если они касаются детей, то речь идет о раннем сопровождении развития в общеобразовательной школе, целевом сопровождении различных детей «групп риска», сопровождении в системе специального образования, сопровождении одаренных детей. Подобные меры стали элементами одной системы, своеобразными гарантами права ребенка на полноценное развитие. Теоретическая идея помощи в развитии личности человека воплотилась в работе центров и служб психолого-педагогического и медико-социального сопровождения развития детей. Службы сопровождения — структурные подразделения образовательного учреждения, подчиняющиеся его руководству и действующие по специальной программе.
Сама идея сопровождения родилась в недрах «педагогики успеха». Она активно входит в школьную и вузовскую жизнь современной России. В разных городах проводятся дни и конкурсы «педагогики успеха», конференции и семинары. Ее базовые принципы:
лучше больше хвалить и меньше ругать;
учись у всех, не подражай никому;
скажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай действовать — и я буду знать;
дети в классе — твое отражение: старайся постоянно работать над собой.
Педагогика успеха предполагает как можно больше давать детям положительных эмоций, чтобы дети не боялись ошибиться, не боялись выглядеть смешными. Учитель никогда не сравнивает учеников друг с другом, ведь любого человека можно сравнить только с ним самим: вчера и сегодня.
В начальной школе Ахтмеской гимназии успеха добивается каждый ребенок: и медлительный, которому необходимо дать «предварительный запас знаний», и гиперактивный, повышенную активность которого надо направить в нужное русло, и дети с особыми нуждами, для которых надо составить индивидуальную программу, предложить им соответствующий набор игр, позволяющий развить все каналы восприятия информации.
Указом Президента РФ директору 56-й гимназии Санкт-Петербурга М. Пильдес присвоено почетное звание «Народный учитель Российской Федерации». На конкурсе «Лучшие школы России-2004» гимназия победила в главной номинации и была признана «Школой школ». В основу образовательной идеи учебного заведения положена педагогика успеха. То есть в первую очередь здесь стараются развивать способности детей, а не указывать им на ошибки и недостатки. А еще в гимназии принято неформально поощрять личные достижения учеников и педагогов. Скажем, лучшим школярам вручаются дипломы «Золотой бобер», а учителям — «Зеркальный бобер».
Информация о ообразовании:
План внеклассного профориентационного занятия
Профориентационный проект: «Я б в рабочие пошёл, пусть меня научат» Класс: 9 (11) Время работы: два месяца Цели: популяризация рабочих профессий; анализ регионального компонента трудовых вакансий; социально-трудовая адаптация школьников. Задачи: расширение знаний обучающихся о рабочих профессиях; в ...
Разучивание песен - метод развития устной речи школьников
Песенный и музыкальный материал может успешно использоваться не только при обучении аспектам языка, но и при формировании речевой деятельности, особенно устной речи. На начальном этапе обучения английская монологическая и диалогическая речь школьников очень проста, так как ее развитие в значительно ...
Классификации клинических форм дизартрии
По степени выраженности: анартрия - полная невозможность произносительной стороны речи дизартрия (выраженная) - ребенок пользуется устной речью, но она нечленораздельная, малопонятная, грубо нарушено звукопроизношение, а также дыхание, голос, интонационная выразительность стертая дизартрия - все си ...