Закономерности усвоения учебного материала

Страница 4

Конкретность и обобщенность проявляются в раскрытии конкретных проявлений обобщенного знания и способности подводить конкретные знания под обобщенные. Обобщенное знание всегда предусматривает наличие конкретных знаний. Важно, чтобы учащийся умел обобщать конкретные знания, факты.

Свернутость и развернутость знания заключается в умении выражать знания компактно, но так чтобы оно представляло собой видимый результат сжатия совокупности знаний.

Систематичность знаний предполагает осознание структуры совокупности знаний, их последовательности.

Системностью знаний учащихся называют совокупность знаний, структура которой соответствует научной теории. Она в свою очередь включает: понятия, основные положения, факты и следствия. Между ними существуют разные связи.

Первый элемент теории – это понятия. Каждая теория имеет несколько независимых друг от друга понятий.

Второй элемент – ее основные положения. Например, положений в клеточной теории три: клетка является основной структурной и функциональной единицей жизни; клетки всех организмов сходны по своему химическому составу, строению, функциям; все новые клетки образуются при делении исходных клеток.

Третий элемент теории – следствия, которые зависят то основных законов. Для получения следствий кроме основных законов часто приходится привлекать и дополнительные знания.

Таким образом, системные знания располагаются по схеме: понятия, положения, следствия, приложения. Для того чтобы ученик смог соединить знания, относящиеся к одной теории, но полученные в разное время и в разной последовательности, соединить, выстроить в структуру, он должен иметь представления о теории и ее элементах, структуре.

Системность включает в себя систематичность, но покрывает системности, так как знания нередко бывают систематичными, но не системными. Для превращения знаний в систему нужно осознать место знания в целостной теории.

Осознанность знаний выражается в понимании связей между ними, получения знаний, умении их доказывать. Она характеризуется: пониманием характера связей между знаниями; различением существенных и несущественных связей; осмыслением доказательности связей; пониманием получения знаний; областью применения знаний.

Эти признаки отражают качество знаний как конечный результат их усвоения. Формирование этих признаков осуществляется постепенно. Для разных ступеней обучения не все признаки осознанности проявляются в равной мере. В курсе природоведения не все связи даются ученикам, не предъявляется достаточные доказательства, те самым, ограничивая степень осознанности знаний.

Формы выраженности осознанности могут быть разные. Первой формой является умение ученика излагать знания своими словами, менять порядок изложения, использовать необходимые части знаний для ответа.

Второй формой выражения осознанности является группировка и систематизация знаний в зависимости от вопроса.

Еще одна форма осознанности заключается в самостоятельном применении знаний в различных ситуациях: по образцу и нестандартных ситуациях.

Рассмотренные уже выше качества знаний как обобщенность и свернутость, конкретность и развернутость тоже являются формой проявления осознанности. Если ученик может обобщать или свертывать при необходимости знания, то это свидетельствует об осознанности их.

Наконец, последнее качество знаний – это их прочность. Она означает длительность сохранения знаний в памяти и воспроизводимость их в случае необходимости.

Все перечисленные качества разделяются авторами: Скаткиным М.Н. и Краевским В.В. на две группы. Одни качества могут быть как объективными, так и субъективными. Объективность заключается в том, оно свойственно самой информации, еще не ставшей состоянием личности. Это полнота, глубина, оперативность, конкретность, обобщенность, системность, развернутость. Эти качества могут быть у знаний, независимо от того, усвоены они учащимся или нет. Когда качества знаний приобретены, они становятся субъективными свойствами личности.

Страницы: 1 2 3 4 5


Информация о ообразовании:

Анализ результатов констатирующего исследования
Первый этап исследования заключался в проведении анализа анамнестических данных (выяснение причин заикания, вид заикания, основные симптомы, частота судорог, характер судорог) и организации наблюдения. Анализ медицинских карт детей показал, что преобладающее большинство детей страдает от невротичес ...

Проблемы организации дополнительного образования детей
Школа сегодня становится тем важным фактором, который формирует новые жизненно важные установки личности. Главная цель образовательного учреждения - организация условий для всестороннего развития учащихся в соответствии с их склонностями, способностями и интересами, способствующими успешной социали ...

Организация и методы исследования
Исследования проводились в среднеобразовательной школе №10 в специальном классе для детей с речевыми нарушениями г. Нефтекамска с детьми 8-9 лет в период с 10 сентября по 23 ноября 2007г. Для обследования детей с заиканием была выдвинута основная цель - определение развитости коммуникативных способ ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru