Уже было сказано выше, что индивидуальный стиль педагогической деятельности зависит от особенностей структуры личности педагога, ее индивидуальных свойств. К. К. Платонов выделяет четыре подструктуры личности, лежащие в основе выработки индивидуального стиля деятельности: подструктура направленности; подструктура опыта; подструктура форм отражения; биологически обусловленная подструктура.
Первая подструктура объединяет направленность, отношения и моральные черты личности. Она не имеет, по мнению автора, непосредственных задатков и отражает индивидуально преломленное общественное сознание. Основой педагогической направленности является интерес к профессии учителя, который выражается в положительном эмоциональном отношении к детям, к родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам и в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями. По мнению С. А. Смирнова, для педагога, имеющего ярко выраженную педагогическую направленность, характерны следование нормам педагогической этики, убежденность в их значимости. Н. В Кузьмина выделяет три типа направленности: 1) истинно педагогическую, 2) формально педагогическую и 3) ложно педагогическую. Только первый тип направленности способствует достижению высоких результатов в педагогической деятельности. « Истинно педагогическая направленность состоит в устойчивой мотивации на формирование личности учащегося средствами преподаваемого предмета, на переструктурирование предмета в расчете на формирование исходной потребности учащегося в знании, носителем которого является педагог».
Вторая подструктура, включающая в себя знания, умения и привычки, приобретенные личностью, заметно связана с биологически обусловленными свойствами. В результате анализа литературы нами было выделено несколько разных классификаций знаний и умений, но все они несколько дублируют друг друга. Поэтому остановимся на двух из них. Н. В. Кузьминой была предложена следующая структура знаний учителя:
Знания содержания деятельности (предмета);
Знание правил осуществления деятельности (средств, форм и методов педагогического воздействия);
Знание психологических особенностей овладения учащимися содержанием и методами учебной деятельности (той, что является предметом обучения - труд, общение, познание);
Знание индивидуально-психологических особенностей учащихся;
Знание достоинств и недостатков собственной деятельности и личности.
Далее Н. В. Кузьмина выделяет 5 уровней педагогической деятельности и соответствующие умения.
Репродуктивный – педагог умеет пересказать другим то, что знает сам, и так, как знает сам.
Адаптивный – педагог умеет не только передать информацию, но и трансформировать ее применительно к особенностям объекта, с которым имеет дело.
Локально моделирующий – педагог умеет не только передать и трансформировать информацию, но и моделировать систему знаний по отдельным вопросам.
Системно моделирующий знания – педагог умеет моделировать систему деятельности, формирующей систему знаний по своему предмету.
Системно моделирующий поведение – педагог умеет моделировать систему деятельности, формирующей у учащихся черты личности.
Каждый уровень включает в себя структуру умений предыдущего уровня и их реконструирует.
И. Ф. Демидова проводила исследования, в ходе которых была опрошена большая группа работающих учителей, которые определяли, какие знания и умения наиболее важны в их работе. В результате получилась следующая классификация.
Знания
О закономерностях формирования познавательных психических процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения).
Об особенностях темпераметра и характера детей.
О формировании и развитии способностей.
О способах управления своим психическим состоянием.
О возрастных особенностях протекания познавательных психических процессов.
Об особенностях и закономерностях формирования личности на каждом возрастном этапе.
Информация о ообразовании:
Определение эффективности формирующего воздействия
Для определения эффективности формирующего воздействия необходимо также провести и количественное соотношение результатов. По результатам констатирующего эксперимента развитие коммуникативных способностей детей экспериментальной группы было следующим: на среднем уровне – 3 детей (60%), ниже среднег ...
Разноуровневость и ее место в школьном химическом образовании
Разноуровневое обучение позволяет индивидуализировать (в определенных пределах) процесс обучения, учитывая индивидуальные особенности учащихся. Средством индивидуализации обучения является его дифференциация. Она сможет быть внешней, например, создание школ разных типов (общеобразовательных, гимназ ...
Профессиональная подготовка в условиях
учебнопрактической деятельности
Изучая проблемы профессиональной подготовки будущих учителей в ВУЗе, исследователи обращают свое внимание на те формы знаний, которые способствуют формированию практических умений и навыков. В первую очередь это относится к учебной практике. Учебно-практическая деятельность (УПД) - это процесс реше ...