Уже было сказано выше, что индивидуальный стиль педагогической деятельности зависит от особенностей структуры личности педагога, ее индивидуальных свойств. К. К. Платонов выделяет четыре подструктуры личности, лежащие в основе выработки индивидуального стиля деятельности: подструктура направленности; подструктура опыта; подструктура форм отражения; биологически обусловленная подструктура.
Первая подструктура объединяет направленность, отношения и моральные черты личности. Она не имеет, по мнению автора, непосредственных задатков и отражает индивидуально преломленное общественное сознание. Основой педагогической направленности является интерес к профессии учителя, который выражается в положительном эмоциональном отношении к детям, к родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам и в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями. По мнению С. А. Смирнова, для педагога, имеющего ярко выраженную педагогическую направленность, характерны следование нормам педагогической этики, убежденность в их значимости. Н. В Кузьмина выделяет три типа направленности: 1) истинно педагогическую, 2) формально педагогическую и 3) ложно педагогическую. Только первый тип направленности способствует достижению высоких результатов в педагогической деятельности. « Истинно педагогическая направленность состоит в устойчивой мотивации на формирование личности учащегося средствами преподаваемого предмета, на переструктурирование предмета в расчете на формирование исходной потребности учащегося в знании, носителем которого является педагог».
Вторая подструктура, включающая в себя знания, умения и привычки, приобретенные личностью, заметно связана с биологически обусловленными свойствами. В результате анализа литературы нами было выделено несколько разных классификаций знаний и умений, но все они несколько дублируют друг друга. Поэтому остановимся на двух из них. Н. В. Кузьминой была предложена следующая структура знаний учителя:
Знания содержания деятельности (предмета);
Знание правил осуществления деятельности (средств, форм и методов педагогического воздействия);
Знание психологических особенностей овладения учащимися содержанием и методами учебной деятельности (той, что является предметом обучения - труд, общение, познание);
Знание индивидуально-психологических особенностей учащихся;
Знание достоинств и недостатков собственной деятельности и личности.
Далее Н. В. Кузьмина выделяет 5 уровней педагогической деятельности и соответствующие умения.
Репродуктивный – педагог умеет пересказать другим то, что знает сам, и так, как знает сам.
Адаптивный – педагог умеет не только передать информацию, но и трансформировать ее применительно к особенностям объекта, с которым имеет дело.
Локально моделирующий – педагог умеет не только передать и трансформировать информацию, но и моделировать систему знаний по отдельным вопросам.
Системно моделирующий знания – педагог умеет моделировать систему деятельности, формирующей систему знаний по своему предмету.
Системно моделирующий поведение – педагог умеет моделировать систему деятельности, формирующей у учащихся черты личности.
Каждый уровень включает в себя структуру умений предыдущего уровня и их реконструирует.
И. Ф. Демидова проводила исследования, в ходе которых была опрошена большая группа работающих учителей, которые определяли, какие знания и умения наиболее важны в их работе. В результате получилась следующая классификация.
Знания
О закономерностях формирования познавательных психических процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения).
Об особенностях темпераметра и характера детей.
О формировании и развитии способностей.
О способах управления своим психическим состоянием.
О возрастных особенностях протекания познавательных психических процессов.
Об особенностях и закономерностях формирования личности на каждом возрастном этапе.
Информация о ообразовании:
Механизмы и проявления дисграфии на основе нарушения языкового анализа и
синтеза у младших школьников
Неоднозначность существующих представлений о дисграфии, ее причинах, механизмах, симптомах связана с расхождением в научных подходах к ее изучению. Существует несколько классификаций детской дисграфии, отражающих различное состояние науки на момент их разработки, а также свидетельствующих о разном ...
Теоретические основы применение наглядности
Сделать процесс обучения наглядным (следовательно и понятным) значит подвести неизвестное под известное. Глядя на яблоко, мы идентифицируем его форму (близкую к сфере), объем (в диаметре приблизительно 6-8 см), цвет (красно-зеленый), твердость (чувствуется на ощупь), то есть сложный объект разложил ...
Общие принципы построения системы непрерывного контроля
знаний, умений и навыков студентов
Прежде чем решиться применить систему непрерывного контроля (СНК), следует ответить на вопросы: «что стимулировать?»; «из каких конкретно элементов должна состоять СНК?»; «как распределить баллы внутри системы?»; «на каком уровне установить балльное пороговое значение для сдачи зачета и каким образ ...