Структура личности, лежащая в основе выработки индивидуального стиля деятельности

Подробно о педагогике » Индивидуальный стиль деятельности и применение чужого педагогического опыта » Структура личности, лежащая в основе выработки индивидуального стиля деятельности

Страница 3

Педагогическое воображение – это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащихся, связанном с представлением о том, что из ученика получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.

Способности к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности. Способный, опытный учитель внимательно следит за содержанием и формой изложения материала, за развертыванием своей мысли (или мысли ученика), в тоже время держит в поле внимания всех учащихся, чутко реагирует на признаки утомления, невнимательность, непонимание, замечает все случаи нарушения дисциплины и, наконец, следит за собственным поведением

(позой, мимикой и пантомимикой, походкой).

Третья подструктура формируется путем упражнения и сильно связана с биологически обусловленными особенностями.

Четвертая подструктура включает в себя темперамент и черты характера личности.

Темперамент – это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его психической деятельности и поведения.Различают четыре основных типа темпераметра, которые получили следующие названия: сангвинистический (живой), флегматический (медленный, спокойный), холерический (энергичный, страстный) и меланхолический (замкнутый, склонный к глубоким переживаниям). Темперамент характеризует динамичность (подвижность) личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем большей или меньшей общественной ценности личности, не определяет ее возможности. Люди самого различного темпераметра могут добиваться очень высоких достижений в одном и том же виде деятельности.

Под чертами характера понимают индивидуальные привычные формы поведения человека, в которых реализуется его отношение к действительности. Черты характера принято делить на две основные группы. Первую группу составляют те черты характера, в которых выражена направленность личности, т. е. система отношений к действительности (отношение к обществу, коллективу, другим людям как членам коллектива; отношение к труду и результатам труда, продуктам труда; отношение к самому себе, своей личности).

Направленность определяет цели и устремления человека, но ведь очень важно и то, осуществляются ли в жизни эти цели и устремления, умеет ли человек преодолевать препятствия на пути к поставленной цели. В соответствии с этим выделяют вторую группу черт характера – волевые черты. К ним относятся целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержка, мужество и смелость, дисциплинированность. Таким образом, структуру личности, лежащую в основе выработки индивидуального стиля деятельности, можно представить в виде следующей схемы:

Схема 1.

Пірамідальна діаграма

Как и в любой иерархии, особенности низшего уровня влияют на поведение человека прежде, чем подструктуры высших уровней. В любой ситуации, особенно требующей быстрой реакции или решения, действие педагога импульсивно будет отражать особенности его темперамента и биологически обусловленные черты. И лишь по мере анализа или размышления он будет руководствоваться подструктурами высших уровней. Опытные и профессионально грамотные учителя, знающие и использующие особенности своего индивидуального стиля деятельности в меньшей степени зависят от особенностей темпераметра, их реакции менее спонтанны, они больше опираются в работе на высшие подструктуры.

Страницы: 1 2 3 


Информация о ообразовании:

Проблема развития творческих способностей в исследованиях педагогов и психологов
Проблема способностей является одной из наиболее сложных и наименее разработанных в психологии. Рассматривая её, прежде всего следует учесть, что реальным предметом психологического исследования является деятельность и поведение человека. Нет сомнений, что источником понятия о способностях является ...

Стили педагогического взаимодействия
Наиболее общая задача педагогической деятельности в образовательном процессе состоит в создании условий для гармоничного развития личности, в подготовке подрастающего поколения к труду и иным формам участия в жизни общества. Она решается организацией личностно развивающей среды, управлением разнооб ...

Конфуций - первый крупный педагог Китая
Известный древнекитайский мудрец, основоположник философской школы "Жуцзя" Конфуций (551-479 гг. до н.э.) был первым крупным педагогом Китая не только с хронологической точки зрения, но и по значимости вклада, который он внес в развитие образования и педагогической мысли. Благодаря Конфуц ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru