Российский образовательный стандарт области Биология

Страница 1

Биологические знания необходимы для осознания современных экологических проблем, жизни как величайшей ценности, для гигиенического воспитания, понимания и соблюдения здорового образа жизни, понимания генетического здоровья человека, деятельности в сельском хозяйстве. Поэтому предмет биологии представляет одну из базовых областей общего среднего образования. Ее роль в системе школьного образования обусловлена значением биологических знаний в понимании законов природы и в практической деятельности человека, в формировании оптимальных взаимоотношений человека и природы, современной картины мира.

Главный объект биологии – это живая природа, компонентами которой являются: клетка, организм, популяция, вид, биоценоз, биосфера. Особое место в живой природе занимает человек. Являясь с одной стороны объектом живой природы, существование которой зависит от состояния биосферы, а с другой стороны – социальным существом. Поэтому его жизнь протекает по биологическим и по социальным законам. Поскольку человек существо социальное, от мира животных его отличают труд, речь, высокоразвитое мышление. Своей трудовой деятельностью существенно изменяет окружающий мир. Нередко эти изменения могут привести к серьезным нарушениям взаимосвязей в биосфере, от которых всецело зависит жизнь самого человека. Поэтому важно роль человека рассматривать с биосферных позиций, пересмотреть взаимоотношения человека и природы.

Чтобы рассмотреть все аспекты биологических систем в школьной программе, содержание ее разбито на три содержательные линии: организм – биологическая система; надорганизменные системы; многообразие и эволюция органического мира. Эти линии пронизывают все ступени обучения. На начальной ступени учащиеся лишь знакомятся с главными признаками живых организмов, начинают знакомиться с надорганизменными системами и взаимосвязями организмов и среды обитания. Знания на этой ступени формируются в виде представлений. В основной школе на основе представлений формируются более глубокие и углубленные знания о содержательных линиях. На ступени среднего общего образования главное звено указанных содержательных линий является теоретические знания, раскрывающие сущность биологических явлений и процессов, значения биологического разнообразия, сохранения равновесия в биосфере, происходит обобщение ранее изученного материала.

Предлагаемый стандарт по биологии включает в себя: обязательный минимум содержания, требования к уровню подготовки учащихся, оценка выполнения требований стандарта.

Обязательный минимум включает наиболее существенные вопросы содержания биологического образования. Он служит основой для формирования у учащихся биологической картины мира, ответственного отношения к природе, здорового образа жизни, психического и нравственного здоровья.

Каждая школа при обучении исходит из этого минимума, который составляет ядро учебного предмета. Для более глубокого изучения биологии он может быть расширенным.

В разделе «Требования к уровню подготовки учащихся» дается характеристика минимального, но достаточного для достижения целей общего образования уровня биологической подготовки. Требования описывают границу знаний и умений, которыми должны овладеть все психически и физически здоровые ученики, выполняющие свои обязанности в полном объеме. Они излагаются в форме различных видов деятельности, таких как, умение характеризовать, сравнивать, узнавать, обосновывать, делать выводы и т.д.

Для определения уровня достижения требований авторами предлагается проверочная работа. Она должна содержать не менее четырех вариантов, на выполнение ее выделяется примерно два часа.

Проверочная работа оформлена в виде тестовых заданий, вопросов со свободными вариантами ответов и заданий для проверки практических умений. По мнению разработчиков, задания позволят выявить результаты усвоения учащимися ядра содержания биологического образования: важнейших теорий, закономерностей, биологических понятий. Предусмотрены также задания на практические умения. Следовательно, экзамен состоит двух частей: практической и теоретической.

Государственный стандарт призван обеспечить единство образовательных требований к качеству знаний, умений, навыков, а, следовательно, в этом плане – единство образовательного пространства страны, он призван защитить учащихся от перегрузки, обеспечивать единую оценку успешности учебной деятельности и работы образовательных учреждений. Но строгая регламентация образования как считает В. И. Загвязинский, говоря о стандартизации, может привести к подавлению индивидуальности ребенка и творчества педагога. Отсюда требование достаточной гибкости стандартов и вариативности их использования.

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Анализ влияния информационной культуры личности на социализацию студентов среднего профессионального образования
Для анализа влияния информационной культуры личности на социализацию студентов среднего профессионального образования приведены исследования социолога Тычковой Татьяны Вячеславовны. Первое социологическое исследование, пилотное, было проведено в марте 2006 года с целью уточнения содержания понятия ...

Метод проектов на уроках немецкого языка
Благодаря появлению гуманистического подхода в образовании сменились ценностные ориентации, и в качестве самой большой ценности признаётся свободная, развитая образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Перед современной школой стоят задачи, связанные с со ...

Тематический план
Тематический план – является частью учебной программы. Учебная программа - это документ, в котором дается характеристика содержания изучаемого материала по годам обучения и разделам (темам). Тематический план состоит из разделов, в которые входят темы. Тематический план распределяет часы по раздела ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru