Теоретические основы развития эстетического восприятия природы на уроках интегрированного курса «Окружающий мир»

Подробно о педагогике » Эстетическое воспитание школьников » Теоретические основы развития эстетического восприятия природы на уроках интегрированного курса «Окружающий мир»

Страница 6

Ценностный порядок динамичен, его реализация включает в себя и другие эстетические ценности. Последние могут соответствовать эстетическим понятиям более частного ранга, таким как "изящество", "выразительность", "благородная простота", "живописность", "музыкальность" и т.п. По всем этим критериям можно оценивать разнообразные объекты; следовательно, они выступают в этом случае как ценности.

Ценность - это общезначимое желательное, то, что признается всеми как достойное существования, то, что должно существовать и ради чего действуют. Те же самые эстетические понятия, которые просто констатируют наличие определенных качеств, могут быть и ценностями, когда они обнаруживают аспект долженствования, становятся понятиями-векторами. Обычно, говоря об эстетической ценности природы, имеют в виду природу как окружение человека, и прежде всего, ландшафт, пейзаж. Даже и при таком обыденном понимании природы ценностный порядок различными сторонами просвечивает в искусстве. Например, в живописи, в пейзаже можно показать как бы жизнь самой природы или выражать настроение человека через показ природы; пейзаж может быть символом или аллегорией более абстрактного значения. Однако, чтобы приложить понятие эстетической ценности к явлениям природы или же к природе в целом, необходимо пояснить, что же уместно понимать под "природой" в эстетике.

Для эстетики особо значимо деление природы на живую и мертвую. Это один из наиболее значимых ее смыслов. И для человека нет ничего более природного, чем жизнь и смерть. Ему жизнь "прирождена", и природой же поставлен ей предел. Это и есть ближайшая природа любого человеческого существа. Всю прочую ее ("окружающую среду")он встречает через ближайшую природу - свое живое тело. Поэтому тело -первейший природный эстетический объект и оно же - мерило эстетической ценности. Оно же - важнейший объект искусства. Известно, что существует практика как положительной, так и отрицательной оценки тела, его оправдания и осуждения. Итак, понятие природы является наиболее абстрактным в философии, это одно из предельных понятий. Когда не ясны или труднодоступны для выяснения основания тех или иных явлений, то говорят, что эти явления "таковы по природе".

Проблема эстетического отношения к природе возникла как реакция на внеценностное научное к ней отношение. В свое время В.И.Вернадский придавал чрезмерное, "геологическое" значение именно науке, полагая ее ведущим фактором духовной деятельности, поистине творческим, а все другие проявления, и среди них религия, искусство и философия, - ведомыми. Культурная ценность науки признается как бы самодостаточной, абстрагируется от ценностей других форм общественного сознания, в том числе нравственных и эстетических; это отвлечение и было условием прогресса науки. Такой особый "культурный аскетизм" науки, ее, так сказать, бесчувственность к прочим проявлениям духовной жизни имеет свои следствия для культуры в целом и для отдельной человеческой личности.

Богатый эмоциональный мир позволяет школьнику, не обладая еще сознанием эстетической ценности того или иного предмета или явления, видеть мир эстетически, во всем его многообразии. Он воспринимает непосредственно гармонию, ощущает красоту даже в прозаических вещах.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Информация о ообразовании:

Как укрепить свою убежденность в необходимости учиться
Пока учеба доставляет вам удовольствие, проблемы не существуют! Но с наступлением темной полосы вы, не имея твердой убежденности, можете пойти по самому легкому пути – сдаться и махнуть на все рукой. Приведенные ниже рекомендации помогут вам найти подходящие для вас основания для продолжения обучен ...

Использование Power Point для создания лекции
Основой любой дисциплины является информация, воспринимаемая человеком посредством слуха и зрения. Важной задачей на сегодняшний день является найти правильные подходы к наиболее эффективной форме ее передачи. Лекция всегда была и остается неизменной формой обучения, при которой происходит процесс ...

Психические особенности развития детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст является периодом интенсивного психического развития ребенка. Особенности этого этапа проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований. Дошкольный возраст (с ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru