Конфуций - первый крупный педагог Китая

Страница 1

Известный древнекитайский мудрец, основоположник философской школы "Жуцзя" Конфуций (551-479 гг. до н.э.) был первым крупным педагогом Китая не только с хронологической точки зрения, но и по значимости вклада, который он внес в развитие образования и педагогической мысли.

Благодаря Конфуцию Китай в современной человеческой цивилизации предстает как уникальная страна — хранительница древней культуры. По словам известного китаеведа В.М. Алексеева (1881-1951), "конфуцианское учение дало Китаю историческое и культурное сознание . Культура каждого народа индивидуальна . Для китайской культуры характерен культ письменного слова . Китайская литература . — это основа всей духовной культуры Китая. По Конфуцию, литература (вэнь) есть высшее выражение высшей мудрости, есть лучшее слово, сообщающее современника с идеей древнейшей абсолютной правды . Книга есть нечто неприкосновенное, священное ."

Тезис Конфуция: "Нет ничего лучшего, чем следовать древним" — можно рассматривать как вечный девиз воспитания по китайскому образцу.

Конфуций не занимался специально разработкой общих вопросов бытия и не задавался вопросом о происхождении мира и человека. Он, прежде всего, известен как автор этико-политического учения, в центре которого стоял человек — член семьи, общества.

В процессе учебы, считал Конфуций, человек становится лучше и нравственнее, стремится к исправлению недостатков и неправильных поступков. Он выступал за просвещение народа с целью заставить его следовать правильным путем, который сам народ выбрать не может, ибо это — высшая мудрость, доступная лишь немногим, призванным править людьми и своим примером вести их за собой. Так Конфуций обосновывал необходимость существования слоя образованных правителей. При этом он ограничивал обучение гуманитарными предметами и совершенно игнорировал приобретение трудовых навыков. Особое внимание он обращал на изучение древности, когда существовало совершенное правление, ее литературно-исторических памятников. Конфуций, его ученики и представители конфуцианской философской школы любовно хранили и пропагандировали памятники древней литературы. Благодаря им эти памятники дошли до наших дней как живые свидетельства о древней китайской культуре и системе воспитания.

Конфуций считал, что нравственность составляет главную основу поведения человека, и поэтому оценивал людей прежде всего с моральной точки зрения. По его мнению, все люди по своей природе близки между собой, но им присущи разные привычки. Одни становятся добрыми и нравственными, а другие — дурными и злыми. Человека высшей добродетели Конфуций называл "благородным мужем" и противопоставлял ему "низкого человека", лишенного этого качества.

"Благородный" человек, считал он, должен постоянно самоусовершенствоваться, исправлять свои ошибки, соблюдать идеальные правила, или "нормы поведения". Они существовали в китайском обществе задолго до Конфуция и представляли собой установленные обычаями образцы того, как надо поступать во всех случаях жизни в зависимости от положения человека в семье и обществе. Мудрец исходил из незыблемости этих установок и постоянно их пропагандировал, понимая под "нормами поведения" не просто житейские правила, а "принципы "должного", "благопристойного" поведения человека по отношению к другим людям"8, в которых должны проявляться такие добродетели, как искренность, преданность, скромность, умеренность, уступчивость.

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Реализация педагогической модели формирования экономического мышления в опытно-экспериментальной работе
экономический школьник мышление педагогический Экономика – это особый мир, со своими законами и проблемами, драмами и противоречиями, он сложен и загадочен. Быть вне экономики невозможно: подобно невидимым лучам, экономические отношения пронизывают жизнь каждого человека. И даже если вопросы эконом ...

Методы подготовки к единому государственному экзамену по истории
В системе подготовки к ЕГЭ можно выделить два направления. Первое из них охватывает тех учащихся, для которых история являются профильными предметами. Достаточное количество часов на изучение этих предметов дает возможность осуществлять подготовку учащихся в рамках основного школьного курса. Подгот ...

Система работы по развитию слухового восприятия у слабослышащих учащихся
Система развития слухового восприятия слабослышащих старшеклассников включает: Работа по развитию восприятия шепотной речи. Работа над развитием лексико-грамматических категорий. Работа над расширением словаря (терминология). Работа над текстом: художественным, научно-популярным, научным. Специфиче ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru