В таком представлении личностной структуры важна связь социального и биологического, обучения и воспитания, форм психического отражения и приобретаемого опыта. В данной трактовке структуры личности подчеркнута специфика свойств каждой подструктуры, каждого уровня, которые обусловливают, по К.К. Платонову, особенности формирования способностей вообще и способностей, проявляемых в конкретной деятельности, в частности.
Второй план соответствия педагога своей профессии — его личностная готовность к педагогической деятельности. Готовность предполагает отрефлексированную направленность человека на профессию типа «Человек—Человек», его мировоззренческую зрелость, широкую и системную профессионально-предметную компетентность, а также коммуникативную и дидактическую потребности и потребность в аффилиации. Готовность, основываясь на оптимальном функционировании 3-й и 4-й подструктур, включает 1-ю и 2-ю подструктуры личности, по К.К.Платонову.
Включаемость во взаимодействие с другими людьми, в педагогическое общение выявляет третий план соответствия человека деятельности педагога. Она предполагает легкость, адекватность установления контакта с собеседником, умение следить за реакцией собеседника, самому адекватно реагировать на нее, получать удовольствие от общения. Умение воспринимать и интерпретировать реакцию учеников в классе, анализируя поступающие по «каналу обратной связи», зрительные и слуховые сигналы, рассматривается как признак «хорошего коммуникатора». Учитывая важность правильной организации педагогического общения с учащимися, со студентами, исследователи обращают особое внимание на специальное формирование коммуникативных способностей педагога, ибо в настоящее время он «не знает структуры и законов педагогического общения, у него слаборазвиты коммуникативные способности и коммуникативная культура в целом».
Соответствие человека деятельности педагога
Характер соответствия |
Пригодность |
Готовность |
Включаемость |
Полное соответствие |
есть |
есть |
есть |
Неполное, но легкоустранимое в результате практики соответствие |
есть |
есть |
нет |
Неполное соответствие, устранимое в результате трудоемкой работы по самовоспитанию и самообразованию |
есть |
нет |
есть |
Нет соответствия, но оно может быть сформировано в результате длительного самовоспитания, учения и тренингов |
есть |
нет |
нет |
Нет соответствия профессиональной деятельности - профессионально непригодный человек |
нет |
нет |
нет |
Школьник как субъект учебной деятельности
Младший школьник как субъект учебной деятельности
Младший школьник — это начало общественного бытия человека как субъекта деятельности, в данном случае учебной. В этом качестве младший школьник характеризуется прежде всего готовностью к ней. Она определяется уровнем физиологического (анатомо-морфологического) и психического, прежде всего интеллектуального развития, обеспечивающего возможность учиться. В исследованиях Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина, Н.Г. Салминой, Н.И. Гуткиной описаны основные показатели готовности ребенка к школе: сформированность его внутренней позиции, семиотической функции, произвольности, умение ориентироваться на систему правил и др. Готовность к школьному обучению означает сформированность отношения к школе, учению, познанию как к радости открытия, вхождения в новый мир, мир взрослых. Это готовность к новым обязанностям, ответственности перед школой, учителем, классом. Младший школьник характеризуется доминированием внешней или, в терминах А.А. Люблинской, практической активности, причем сила этой активности достаточно велика.
Информация о ообразовании:
Способности в структуре субъекта педагогической деятельности
Связь индивидуальных особенностей и способностей Индивидуально-психологические особенности субъекта педагогической деятельности внутренне связаны со способностями человека — одной из его характерных черт. По авторитетному утверждению Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына, хотя «способности человека форм ...
Внедрение программы по повышению эффективности формирования ЗОЖ
Подтверждением проблем здоровья учащихся стал и анализ заболеваемости по школе за последние 5 лет, а также анализ заболеваемости по отдельным классам (с 1 по 3). Педколлектив школы пришёл к выводу о необходимости составления программы "Здоровье", цель которой – систематизировать работу по ...
Возрастные психологические особенности развития познавательного интереса на
уроках немецкого языка
То, что развитие как физическое, так и умственное тесно связано с возрастом, понимали уже в глубокой древности. Эта самоочевидная истина не требовала особых доказательств: больше прожил человек на свете – стал выше ростом и крепче телом, с возрастом приходит мудрость, накапливается опыт, умножаются ...