Диагностика адаптированности детей к условиям детского сада

Страница 1

Проводимая нами экспериментальная работа включает три этапа:

диагностика готовности детей к дошкольному учреждению

формирующий эксперимент на основе разработанной программы

подведение итогов

Цель 1 этапа провести диагностику адаптированности детей к условиям детского сада, обратила нас к следующим методам исследования:

1. Метод наблюдения.

2. Метод опроса родителей.

3. Анкетирование

4. Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение (Печора К.Л.)

1. Наблюдение:

Из группы детей в 16 человек наблюдение проводилось за 8 детьми в условиях естественной жизнедеятельности и было направлено на фиксацию фактов. Данный вид наблюдения характеризуется отсутствием контактирования с наблюдаемым ребенком, и диагностирует индивидуальные особенности его функционирования. В итоге мы получили целостную картину происходящего, то есть поведение ребёнка во всей полноте.Наблюдение за детьми проводилось в процессе их жизнедеятельности в детском саду:

1. в привычной для них ситуации занятия (рисования, музыкального, физкультурного, развития речи, конструирования);2. в свободной ненормированной деятельности - спонтанной игре;3. в режимных моментах (умывание, кормление, одевание, прогулка).

2. Метод опроса родителей:

Также был проведен опрос родителей детей, с целью выявления особенностей взаимодействия их детей со сверстниками.(текст опросника – см. приложение)Мы исходили из психолого-педагогических параметров определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение – автор Печора К.Л.

Анализ ответов на вопросы анкеты, позволяет сделать выводы об уровне готовности ребёнка к поступлению в детское дошкольное учреждение. Максимальный показатель по данной анкете составляет 44 балла и может свидетельствовать об успешной адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения. Минимальное количество баллов – 16. Печора К.Л. предлагает вычислить средний балл по перечисленным параметрам, по которому даётся прогноз адаптации:3 - 2,6 балла – готов к поступлению в ясли сад;2,5 – 2 балла – готов условно;2 – 1,6 балла – не готов.

Для изучения адаптации детей к условиям детского сада использовалась методика «Лист адаптации». Методика основана на методе экспертных оценок, в качестве экспертов могут выступать воспитатели. Критериями адаптации служили: эмоциональное состояние, социальные контакты, сон, аппетит.Экспертам предлагается оценить поведенческую реакцию в соответствии с представленной шкалой.

1. Эмоциональное состояние

+3. Весел, жизнерадостен, подвижен, активен.

+2. Улыбается, настроение хорошее, спокоен.

+1. Иногда задумчив, замкнут.

–1. Легкая плаксивость.

–2. Плачет за компанию, плач приступообразный.

–3. Сильный профилактический плач, подавленное настроение.

2. Социальные контакты ребенка

+3. Много друзей, охотно играет с детьми.

+2. Сдержан, просится на руки, неохотно играет с детьми.

+1 Безразличен к играм, отстранен, замкнут.

–1. Невесел, с детьми не контактирует, даже вовлечен в игру.

–2. Проявляет тревогу, бросает начатые игры.

–3. Недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть.

3. Сон ребенка

+3. Сон спокоен, глубокий, засыпает быстро.

+2. Сон спокойный.

+1. Засыпает нескоро, спит спокойно, но недолго.

–1. Засыпает с хныканьем, тревожен во сне.

–2. Засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне.

–3. Отсутствие сна, плач.

4. Аппетит ребенка

+3. Очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием.

+2. Нормальный аппетит, ест до насыщения.

+1. Аппетит выборочный, но насыщенный.

–1. Отвергает некоторые блюда, капризничает.

–2. Приходится следить затем, чтобы ел, ест долго, неохотно.

–3. Отвращение к еде, кормление мучительно.

Каждый из факторов может оцениваться от +3 до – 3, то есть от отличной адаптации до полной дезадаптации. Суммарно по всем четырем факторам можно получить +12 или –12 в интервале чего определяются уровни адаптации. Продолжительность адаптации может ограничиваться одним днем (когда ребенок в первый день социализируется в детском саду) или быть долгой. Уровень, то есть успешность адаптации, выводится из взаимосвязи продолжительности адаптационного периода и поведенческих реакций.

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Направленность подготовительного периода и этапов подготовки
Подготовительный период тренировки является важнейшим в подготовке биатлонисток. На протяжении этого периода закладывается основа будущих достижений в соревновательном периоде. "Фундаментом" успехов в соревнованиях является большой объем нагрузки, приходящейся на развитие физических качес ...

Разработка урока
Изучая учебную программу, преподаватель внимательно анализирует каждую тему, что дает возможность четко определить содержание обучения, установить межпредметные связи. На основе учебной программы составляется календарно-тематический план и уже на основе календарно-тематического плана составляется п ...

Методические возможности работы с ценностями
Речь идет об осознанном методическом оформлении работы с ценностями. Прежде всего, каждому педагогу нужно научиться грамотно методически оформлять процесс трансляции своих ценностей. Сегодня на помощь педагогу, готовому включиться в работу по формированию ценностей воспитанников приходят современны ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru