Японские традиционные куклы

Страница 2

Легенда старухи из Имадо

В конце периода Эдо (XIX век) в западной части Токио жила старуха по имени Имадо. Она была очень бедная и не могла больше содержать свою кошку. После того, как она прогнала кошку, та явилась ей во сне и сказала, что женщина должна слепить глиняную кошку и поставить у дороги. Прохожий увидел кошку и купил. Женщина стала делать кошек на продажу и разбогатела.

Как талисман «Манэки-нэко» возник только во второй половине XIX века.

Значение талисмана: С лапами так и нет точной определенности, - какая что обозначает. Наиболее распространённая версия трактует левую лапу как приманивающую деньги, а правую - удачу. Есть вариант - левая приманивает клиентов, правая - деньги. Нагрудник, нередко нарядно орнаментированный, связывается с Дзидзо - покровителем детей и путников. На каменные скульптуры Дзидзо надевают нагрудники, обычно красного цвета, обращаясь к нему с просьбами. Прежде цвета Манэки-Нэко были не столь разнообразны, как в настоящее время, но имели определённое значение. Так, купцы Киото любили чёрных котов, а в Эдо (Токио) их считали не очень благоприятными. В то же время в некоторых местах чёрные варианты выступали талисманами против болезней, а красные - специально против кори. Есть истории про золотую Манэки-Нэко, так же как и про добродетельного кота, стащившего две золотые монеты у своего богатого хозяина для заболевшего соседа-торговца, который его постоянно угощал свежей рыбой. Так появилась монетка на шее манэки-нэко.

Кокэ́си — японская деревянная кукла, покрытая росписью. Описание и происхождение: Состоит из цилиндрического туловища и прикреплённой к нему головы, выточенных на токарном станке. Реже игрушку изготавливают из цельного куска дерева. Характерной особенностью кокэси является отсутствие у куклы рук и ног.

В качестве материала используется древесина различных сортов деревьев — вишни, кизила, клёна или берёзы. В раскраске кокэси преобладают цветочные, растительные и другие традиционные мотивы. Кокэси обычно раскрашивают с использованием красного, чёрного, жёлтого и багряного цветов.

Считается, что первые куклы кокэси изготавливались в Тохоку — северо-восточном регионе Японии в середине периода Эдо для продажи посетителям лечебных горячих источников.

Выделяют две основные школы дизайна кокэси — традиционную и авторскую. Форма традиционных кокэси более простая, особенностями являются узкое туловище и круглая головка. У традиционных кокэси выделяют 11 типов форм. У популярной «наруко кокэси» головка может поворачиваться, при этом кукла издаёт звук, напоминающий плач, поэтому такой тип кокэси также называют «плачущей куклой». Традиционные кокэси всегда изображают только девочек. Каждая кукла раскрашивается вручную и на нижней части имеет подпись мастера. Дизайн авторских кокэси более разнообразен, формы, размеры, пропорции и цвета могут быть практически любыми.

Начиная с 1945 года в Японии производство кокэси стало массовым. В наши дни кокэси является популярной сувенирной продукцией.

По одной из версий именно кокэси стала прототипом русской матрёшки.

Таким образом, отечественная дошкольная педагогика и психология положительно решают вопрос о необходимости развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности. Отечественная педагогика утверждает необходимость активного руководства детской изобразительной деятельностью вообще. В настоящее время все программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста предусматривают знакомство с разнообразными художественными техниками, активное использование их на занятиях по изобразительной деятельности, в том числе для развития мелкой моторики. Поскольку развитие мелкой моторики у детей в практике ДОУ предполагает чаще всего использование графических диктантов и пальчиковой гимнастики, а разнообразные техники используют чаще только для развития воображения, помочь в сочетании использования художественных техник с развитием мелкой моторики старших дошкольников могут нестандартные художественные техники (которые не используются ни в одной из программ), к которым, безоговорочно, можно отнести художественные техники на развитие мелкой моторики, основанные на материале японской культуры.

Страницы: 1 2 


Информация о ообразовании:

Воспитание личности ребёнка средствами изобразительного искусства
Воспитание дошкольника, формирование его личности невозможны без решения вопросов эстетического воспитания. Задачи по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством начиная с младшего возраста определены в созданных концепциях дошкольного воспитания. В каждой возрастной группе детей знакомя ...

Закономерности формирования звукопроизношения у детей в норме
Речь служит основным средством общения людей. Владея речью, человек может сообщить свои мысли, чувства и желания окружающим, поделиться с ними опытом, согласовать действия. Речь – необходимая основа человеческого мышления, его орудие. Мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аб ...

Организация и проведение экспериментального исследования
экономический школьник мышление педагогический Анализ проблем преподавания экономики в общеобразовательной школе позволяет сформулировать основные проблемы в преподавании этой науки. Во-первых, экономическое образование у нас должно строиться на принципе опережения. Процесс становления рыночной эко ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru