Система развития внимания у дошкольников с ОНР

Страница 2

Одной из форм специальной коррекционной работы с детьми являются уроки ритмики и логоритмики. На них осуществляется общее разностороннее развитие детей, преодоление отклонений в их психическом и физическом развитии.

Содержание уроков - это музыкально-ритмическая деятельность дошкольников, которая помогает воздействовать на эмоционально-волевую сферу детей, совершенствовать двигательные навыки, способствовать развитию мышления, произвольного внимания, музыкального слуха, памяти, формированию положительных качеств личности, а также пониманию средств музыкальной выразительности и их слуховой дифференцировке.

Организующее начало музыки, ее ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые изменения вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминание условий выполнения упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фраз.

При построении занятия необходимо опираться на специальные принципы: связь логопедической ритмики с физическими возможностями детей, ее оздоровительная направленность, связь с основными компонентами музыкальной деятельности с учетом механизмов и структуры речевого нарушения, развития личности логопата.

Занятия по логопедической ритмике проводятся 1 раз в неделю. Их продолжительность составляет 30-40 минут в зависимости от возраста детей и этапа логопедической коррекции.

Волкова Г. А (2002) предлагает следующие упражнения для развития внимания.

Упражнение на устойчивость внимания (импровизация).

Дети идут цепочкой в разных направлениях. На неожиданный акцент в музыке ведущий цепочки опускается на одно колено. Остальные продолжают движение. На следующий акцент идущий впереди встает на одно колено. Так продолжается до тех пор, пока все дети не опустятся на одно колено. На следующий акцент первый встает и ходит между детьми, постепенно (на акценты в музыке) собирая их в цепочку.

Упражнение на распределение внимания

Дети стоят по кругу и рассчитываются на первый, второй, третий. Первые идут под музыку Д. Кабалевского "Веселое путешествие" по кругу в правую сторону, одновременно с ними вторые идут налево по кругу. В это же время третьи стоят на месте и хлопают в ладоши. Затем движения меняются: вторые идут направо, третьи налево, первые хлопают. И наконец, третьи идут направо, первые - налево, вторые хлопают. Перемена движений - после каждых 8 тактов ходить четвертями.

Упражнение на переключаемость движений.

Дети становятся в две шеренги друг против друга и одновременно под музыку Д. Кабалевского "Клоуны" на начало каждого такта исполняют два противоположных движения. Одна шеренга приседает и выпрямляется с подъемом на носки, другая, наоборот, выпрямляется с подъемом на носки и приседает.

Игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук, способствуют вместе с тем повышению внимания и работоспособности. Эти игры создают благоприятный эмоциональный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание, учат улавливать ритм речи.

Над калиной, над малиной

Пух летает тополиный.

Клены, пихты, ивы, ели,

Дуб и пихта побелели

Раз, два, три, четыре, пять

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять,

В домик спрятались опять

Игры и упражнения, включающие умственную и двигательную активность, требуют от ребенка переключения, распределения и сосредоточенности внимания. Важным принципом развития внимания является требование к организации деятельности ребенка. Внимание поддерживается, когда дошкольник активен в отношении предмета, обследует его, открывая в нем все новое и новое содержание. В то же время взрослый требует довести начатое дело до конца, создает у ребят установку на получение качественного результата. Помня о трудностях переключения внимания, педагог готовит малыша к смене деятельности, заранее предупреждая его об этом .

Вывод:

1. Результаты диагностики внимания "Запомни и расставь точки" (на определение уровня объема внимания), "Проставь значки" (на переключение и распределение внимания), "Найди и вычеркни" (на продуктивность и устойчивость внимания), показали, что у дошкольников с ОНР в первую очередь наименее сформированы продуктивность, устойчивость и объем внимания. Объем внимания у 75% дошкольников (Маргарита А., Екатерина Г., Денис Е., Денис К., Татьяна К., Кирилл К., Дмитрий М., Роман М., Елизавета П.,) имеет низкий и у 25% (Владислав З., Семен М., Егор Х.) очень низкий показатель. Продуктивность и устойчивость внимания у 66% детей (Маргарита А., Денис Е., Владислав З., Денис К., Татьяна К., Кирилл К., Дмитрий М., Роман М) составляет низкий и у 34% дошкольников (Екатерина Г., Семен М., Елизавета П., Егор Х.) очень низкий уровень.

2. По итогам методики "Проставь значки" (на переключение и распределение внимания) можно наблюдать положительную динамику. У 25% детей (Маргарита А., Владислав З., Денис К.), средний уровень переключения и распределения внимания, а 75% (Екатерина Г., Денис Е., Татьяна К., Кирилл К., Дмитрий М., Семен М., Роман М., Елизавета П., Егор Х.), дошкольников низкий и очень низкий показатели.

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Теоретические основы творческого развития познавательного интереса
Проблема познавательного интереса — одна из актуальных. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой обучения. Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Именно на это должны быть ...

Результаты исследований уровня изобразительных умений у старших дошкольников
Исследование, зафиксированное в таблице 3, можно представить в процентном соотношении. Данное исследование проводилось во второй половине дня. Давалась ребенку возможность спокойно, не торопясь, выполнить свои рисунки, выбрать материал для рисования, продумать сюжет рисунка. Дети с интересом выполн ...

Диалог
"Диалогические отношения…это почти универсальное явление, пронизывающее всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни, вообще все, что имеет смысл и значение. Чужие сознания нельзя созерцать, анализировать, определять как объекты, вещи, - с ними можно только диалогическ ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru