Организация и методы обследования

В ходе констатирующего эксперимента было проведено логопедическое обследование устной и письменной речи обучающихся младшего школьного звена. Исследование проводилось в 2010-2011 учебном году на базе логопункта школы в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4 «СОНО» города Новокузнецка. Всего экспериментальным участием охвачено 12 обучающихся 2-х классов имеющие заключения МПК: дисграфия на основе нарушений языкового анализа и синтеза .

Изученные литературные источники позволили выявить механизмы проявления дисграфии на основе нарушения языкового анализа и синтеза. На основании этого разработано исследование и поставлены следующие задачи:

- изучение анкетных данных, медико-педагогической документации, анамнеза обучающихся;

- изучение речевого развития обучающихся;

- определение уровня сформированности звукового анализа и синтеза;

- определение уровня сформированности неречевых функций;

- изучение особенностей письма и чтения.

Для проведения констатирующего эксперимента использованы методики обследования речи Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной (2007), методика нейропсихологического обследования и обследование состояния письма и чтения младших школьников Г.В. Чиркиной (2005).

Данные методики адаптированы к задачам исследования и определены этапы:

I Обследование устной речи

1. Исследование сенсомоторного уровня речи:

Ø исследование фонематического восприятия

Ø исследование артикуляционной моторики

Ø исследование звукопроизношения

2. Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова

Ø исследование навыков языкового анализа

Ø исследование грамматического строя речи

Ø исследование словаря и навыков словообразования

Ø исследование связной речи

II Обследование письма и чтения

1.1. Исследование навыков письма :

Самостоятельное письмо:

Ø списывание слов, написанных рукописным шрифтом

Ø списывание слов написанных печатным шрифтом;

Ø списывание печатного текста;

Ø списывание рукописного текста;

Ø запись названия картинок

Письмо под диктовку:

Ø запись под диктовку строчных букв;

Ø запись под диктовку слогов;

Ø запись под диктовку отдельных слов;

Ø запись под диктовку коротких фраз.

Диктант.

Запись предложения после однократного прослушивания.

Составление и запись короткого рассказа по картинке.

Исследование навыков чтения:

Ø способ чтения;

Ø правильность;

Ø выразительность;

Ø осознанность;

Ø темп.

III Нейропсихологическое обследование

1. Кинестетический праксис (воспроизведение поз, перенос поз).

2. Пространственный праксис (пробы Хэда).

3. Динамический праксис (воспроизведение последовательности движений по показу, реципрокная организация движений, графическая проба «Забор»).

4. Пространственный гнозис (рисование фигуры Тейлора).

5. Оральный праксис (выполнение артикуляционных упражнений).

6. Зрительный гнозис (распознавание предметных картинок, распознавание картинок по детали, распознавание зашумленных изображений, распознавание наложенных изображений, узнавание символических фигур, описание сюжетной картинки, буквенный гнозис).

7. Зрительная память (запоминание невербальных стимулов, запоминание вербальных стимулов, воспроизведение после интерференции).

8. Акустический гнозис (оценка ритмов, воспроизведение по образцу, воспроизведение по речевой инструкции, повторение слогов, показ картинок, название которых включает оппозиционные звуки, подбор картинок к заданному звуку).

9. Слухо-речевая память (запоминание и повторение слов, повторение рассказа, повторение автоматизированных рядов).

10. Внимание (исследование произвольного внимания, таблица Шульте, исследование непроизвольного внимания, исследование устойчивости внимания).

11. Мышление (конструирование предметов, складывание слов из слогов, понимание скрытого смысла сюжетной картинки, раскладывание серии сюжетных картинок, простые аналогии, исключение понятий, понимание инвертированных речевых конструкций).

12. Рисунок (самостоятельный рисунок, срисовывание с образца (домик))

Для оценки каждого критерия используется бальная система, учитывается характер, степень тяжести и количество допускаемых ошибок.

Данное комплексное обследование позволит провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной направленной коррекции.


Информация о ообразовании:

Теоретический анализ научных источников по методике преподавания темы «Информация. Информационные процессы и системы»
Морзе Н. В. в «Методике обучения информатике», представляет понятие информация как одно из фундаментальных понятий курса. Понятие информации в информатике есть одним из выходных. На нем базируются такие понятия информатики как знак, знаковая система, язык, письмо, сообщение, шум, дезинформация и др ...

Качественный и количественный анализ результатов эксперимента
Контрольный эксперимент. Цель: выявить эффективность разработанной системы развития слухового восприятия слабослышащих старшеклассников. В контрольном эксперименте приняла участие та же группа детей, которая ранее (в сентябре 2011г.) принимала участие в констатирующем эксперименте и затем (в период ...

Формы методы и приемы принципа толерантности, применяемые в социально-педагогической деятельности
Осваивая любую профессиональную деятельность, будущий специалист, прежде всего, знакомится с тем видом деятельности, которым ему предстоит заниматься в дальнейшем. Так, чтобы стать учителем физики, необходимо изучить законы физики, знать, что доступно для усвоения учащимися, какие знания могут изуч ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru