Коррекция дисграфии на основе нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников

Подробно о педагогике » Коррекция дисграфии на основе нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников

Одной из актуальных проблем современной школы остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Происходящие социально-экономические изменения в жизни нашего общества, постоянное повышение требований к уровню общего образования обострили и проблему школьной неуспеваемости. Количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу, постоянно увеличивается и, по данным разных исследователей, колеблется в пределах 20%-30% общего числа детской популяции младшего школьного возраста. По данным Министерства образования РФ, 78% школьников нуждаются в специальных формах и методах обучения.

Неуспеваемость, возникающая на начальных этапах обучения, создает трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными умственными операциями и навыками, учащиеся не справляются с возрастающим объемом знаний в средних классах и вследствие усугубляющихся трудностей на последующих этапах выпадают из процесса обучения. Трудности в овладении грамотным письмом являются серьезным препятствием в освоении школьных знаний, являются частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации, возникающих в связи с этим трудностей в поведении, и одной из распространенных причин неуспеваемости.

На протяжении последних десятилетий логопедические методики профилактики, диагностики и коррекции нарушений у детей навыка письма остаются почти неизменными. Между тем, практика работы логопедов с современным поколением младших школьников, страдающих дисграфией, свидетельствует о необходимости внесения существенных изменений в организацию и содержание логопедической работы. Это продиктовано, в первую очередь, изменениями в развитии детей, произошедшими в последние десятилетия. Многочисленные исследования психологов и нейропсихологов свидетельствуют о том, что соматический и психический статусы ребенка неправомерно оценивать исходя из норм вчерашнего дня. Развитие современных детей имеет как темповые, так и качественные особенности, и специалистам необходимо учитывать модификации онтогенетического процесса при организации как диагностической, так и коррекционной работы.

Данная проблема стоит сегодня как никогда остро, о чем свидетельствует не только большая распространенность дисграфии, которой страдает более половины учащихся массовых школ, но и трудность ее преодоления, что подтверждается такими цифрами:

- 55,5 % дошкольников имеют ее предпосылки;

- 53 % учащихся вторых классов имеют дисграфию

- 37 % учащихся переходят в среднюю школу с так и не устраненной дисграфией;

- 39 % старшеклассников также имеют дисграфию, в большинстве случаев «осложненную» дизорфографией .

По данным исследований отдельные виды дисграфии у учащихся вторых классов представлены следующим образом:

- акустическая и артикуляторно-акустическая – 10,7 %;

- на почве несформированности языкового анализа и синтеза – 42,1 %;

- аграмматическая – 5,6 %;

- оптическая – 1,3 %.

Мы видим, что наибольшее количество учащихся страдает дисграфией на основе нарушения языкового анализа и синтеза, что говорит об актуальности исследования данной проблемы. В связи с этим темой выпускной проектной работы была выбрана: «Коррекция дисграфии на основе нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников».

Цель: разработка методических рекомендаций по коррекции дисграфии на основе нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с учетом индивидуального типологического подхода.

Объект исследования: нарушения письменной речи у младших школьников.

Предмет исследования: коррекция дисграфии на основе нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников.

Гипотеза исследования: коррекционная работа по преодолению нарушений письменной речи младших школьников будет более эффективна при целенаправленной, дифференцированной организации коррекционно-развивающего процесса и соблюдении всех логопедических принципов.

Задачи:

1. Изучить степень разработанности данной проблемы в теории и практике логопедии.

2. Выявить механизмы, вызывающие дисграфию на основе нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников.

3. Провести исследование особенностей речевого и неречевого развития обучающихся младшего школьного звена.

4. Подобрать и систематизировать методы и приемы работы по коррекции дисграфии на основе нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников. Составить перспективное планирование занятий при дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза

5. Провести коррекционно-развивающую работу с детьми экспериментальной группы.

6. Провести контрольный эксперимент с целью выявления эффективности коррекционно-развивающего обучения по данной проблеме.

Методы исследования:

1 Теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме исследования

2. Педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий, контрольный.

3. Качественный и количественный анализ результатов эксперимента.

Методологической и теоретической основой исследования явились:

- положение общей и специальной психологии о единстве основных закономерностей развития нормативных и аномальных детей, о системном подходе к анализу речевых нарушений;

- положения о психологических механизмах, формирующих звукопроизношение в норме и патологии;

- труды авторов, занимающихся изучением нарушений письма и их коррекции.

Практическая значимость исследования: разработанные методические рекомендации по коррекции дисграфии на основе нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников могут быть использованы учителями-логопедами, учителями начальной школы.

Организация исследования: происходила на базе логопункта МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4 «СОНО» г.Новокузнецка.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы из 34 источников.

Во введении обосновывается актуальность исследования, формулируются его цели и задачи, описываются предмет, объект, гипотеза исследования, а также использованные в работе методы.

В первой главе рассматриваются теоретические основы проблемы исследования: механизмы проявления дисграфии на основе нарушения языкового анализа и синтеза и основные подходы к их преодолению.

Во второй главе представлены организация и методы исследования письменной речи младших школьников, содержание работы по коррекции дисграфии на основе нарушения языкового анализа и синтеза и анализ результатов исследования.

В заключении даются краткие выводы, к которым пришел автор в результате анализа данных опытно-экспериментальной работы.


Информация о ообразовании:

Условия восприятия текста
Связывание различных элементов текста в целое при его восприятии происходит в результате последовательного перемещения внимания реципиента от одного относительно законченного элемента к другому. В ходе восприятия текста читатель заменяет смысловые элементы текста на эквивалентные элементы собственн ...

Анализ результатов формирующего воздействия
Для того чтобы выяснить результаты формирующего воздействия был проведен контрольный эксперимент. Суть его заключалась в следующем: экспериментальной и контрольной группам детей были предложены те же методики, что и при констатирующем эксперименте (методика оценки КОС и диагностика «помех»). Дети т ...

Формы и методы работы социального педагога с семьей
Согласно А.В. Мудрик, социальный педагог- это педагог, исследующий социальное воспитание в контексте социализации, т.е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях специально созданных для этого, так и в организациях, для которых воспитание не яв ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru